logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

 Особенности использования художественного творчества в гендерном воспитании дошкольников.    

Авторы: Семенихина Г.И., воспитатель, Дубровская Е.В., воспитатель МБДОУ детский сад N87, Орёл.

Как часто в последнее время мы слышим выражения гендерное воспитание, гендерный подход, гендерные особенности! Слышим, но не всегда их понимаем!
Слово гендерный относится не к мужчине и женщине, а к понятиям мужской и женский, то есть речь идёт о качествах или характеристиках, которые общество преписывает каждому полу. Люди рождаются женского или мужского пола, а быть женщинами или мужчинами они учатся.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.  
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом, является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин, стираются границы между женскими и мужскими профессиями. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, мальчики же не умеют за себя постоять, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.  Да, мальчики и девочки – два поразительных мира, каждый из которых ждёт своего подхода. По данным таких учёных, как В.В.Абраменкова, В.Е.Каган, И.И.Лунин, Т.Ю.Юферова, мальчики и девочки уже с раннего возраста значительно отличаются в интеллектуальном и физическом развитии, у них разные интересы и склонности.
 В данной статье мы выделили систему работы с детьми 5-7 лет, цель которой способствовать гендерному воспитанию детей посредством художественного творчества, так как именно в процессе изобразительной деятельности, художественного творчества решаются важнейшие задачи интеллектуального, познавательного и эмоционального развития ребёнка. Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребёнка.
 Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- развивать творческие способности мальчиков и девочек в процессе художественного творчества;
-формировать адекватную полу модель поведения у детей;
-воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;
-учить детей использовать в  художественном творчестве разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одной работе разных материалов с целью получения выразительного образа.
Занятия по художественному творчеству проводятся со всей группой, или по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, в зависимости от тематики занятия.
 При организации занятий необходимо учитывать такие особенности детей, как:
-интерес к рисованию у детей возникает на основе игровой мотивации, специально созданной взрослым;
-мальчики отдают предпочтение тёмным цветам, тогда как девочки любят использовать яркие, чистые и пастельные цвета;
-девочки больше внимания уделяют прорисовке мелких деталей, у мальчиков же детализация, как правило, отсутствует;
- мальчикам интересны средства передвижения, техника, девочек в большей степени интересует человек и окружающая его среда;
-у мальчиков в рисунке бывает много действия, движения, девочки чаще рисуют статичные предметы и образы;
-кисть руки мальчика в своём развитии отстаёт на 1,5 года от кисти руки девочек;
-при оценке результатов их деятельности (впрочем, как и поведения) девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, её публичности. Для девочки очень важно, чтобы ею восхищались в присутствии других людей, для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чём-либо;
-мальчики стараются максимально усовершенствовать новое умение, что выражается в многочисленных повторениях, например, в конструировании или рисовании;
-девочки больше воспринимают информацию на слух, для мальчиков необходимо использовать больше визуальных средств, которые влияют на зрительное восприятие;
-мальчики часто не уверены в своих силах, у девочек же, наоборот, самооценка чаще всего завышена.
 Задача педагога создать на занятиях по художественному творчеству условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно, помочь в преодолении возникающих у них трудностях.

Приведём примеры, как же помочь детям разрешить некоторые, часто встречающиеся, проблемы:
1. Мальчики испытывают затруднения в изображении объекта в движении:
-предложить из геометрических фигур выложить человека в движении, выложить из палочек фигуру человека в движении, попросить самого ребёнка изобразить движение и посмотреть на себя в зеркало, продемонстрировать перед ним разные движения.
2.  Мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают тёмные оттенки:
-предложить варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть ребёнок перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.
3.  Девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок:
-разделить процесс рисования на две части: 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей;
-дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.
Необходимо также правильно организовать предметно-развивающую среду для художественного творчества, чтобы предоставить детям возможность выбора: и девочки, и мальчики могут изображать и творить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Наполнение уголка изотворчества производится в зависимости от индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей детей.
Очень важно наполнить пространственное окружение дошкольников с учётом гендерных особенностей их развития: репродукциями картин, малыми формами скульптуры, книжными иллюстрациями, фонотекой музыкальных произведений, доступных пониманию и восприятию детьми данного возраста и разного пола. Это обогатит чувственный мир мальчиков, поможет девочкам уловить и передать динамику и красоту «мира движений».
Конечно же, мальчиков и девочек одинаково воспитывать и обучать нельзя, необходимо сохранить данные природой половые особенности, осуществляя полноценное воспитание таких двух разных миров. Постараемся же понять и принять наших детей такими, какие они есть, такими разными и прекрасными. А удастся ли сохранить, раскрыть, развить задатки, данные им от рождения, не повредить, не сломать – зависит от нас с вами.
Литература:
1. Бендас Т.В. Гендерная психология; Учебное пособие/ Т.В.Бендас – СПб.:Питер, 2008.
2. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. – 1980.
3. Ковальцова Т. Гендерный подход в обучении детей 5 – 7 лет рисованию. /Т. Ковальцова (Электронный ресурс) – Режим доступа – URL: http://www.maaam.ru/detskijsad/gendernyeosobenosti-i..
4. Терехова Е.В. Особенности гендерного подхода в работе с детьми./ Е.В. Терехова, Е.В. Беляева (Электронный ресурс) – Режим доступа – URL: http:dou.edu.ru/ot-mlad-do-wkoli/90-devo4ki-i-mal4iki/95-2010-09-23-09-13-06?tmpl=component&print=1&page=

   
  Rambler's Top100