logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Формирование основ познавательной и исследовательской деятельности по программе «Развитие» у детей 2 младшей группы»

Автор: Галдашева Вероника Булатовна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N15 комбинированного вида, московская область, г. Одинцово.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей (М.Н. Силаева, И.Т. Мышъякова).
Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в его хвосте.
“Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс” (Л.С. Рубинштейн).
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении с взрослыми и сверстниками. И поэтому наша задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”.
Мы работаем по программе “Развитие” Л.А. Венгера, одна из основных задач   которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении с взрослыми и сверстниками, экспериментировании, изобразительной, художественно–театральной деятельности, труде.
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Иначе говоря, выделить наиболее существенные характеристики изменений в психике ребенка. Характеристики – это единицы, определяющие основные направления психического развития ребенка.
В программе «Развитие» такой характеристикой-единицей выступает развитие способностей ребенка. Л.А. Венгер считал способности ориентировочными действиями, которые образуются и проявляются тогда, когда ребенок использует существующие в культуре средства. В дошкольном детстве эти средства носят образный характер и представляют собой эталоны, схемы, модели, символы.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем дошкольного образования.  Поэтому своей целью в интеллектуальном развитии своих воспитанников считаю создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность детей.
Большое внимание в программе «Развитие»  уделено развитию собственно-познавательной деятельности ребенка и его творческих способностей.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).  Ознакомление с цветами спектра происходит на таких занятиях как «Спрячь мышку», «Разноцветные комнаты» и др. где  перед детьми с помощью персонажа ставится проблема  и, помогая персонажу, ребенок решает эту проблему. Например, на занятии «Спрячь мышку», где детей знакомят с 6 цветами спектра  воспитатель раздает детям  по 3 разноцветных домика  и 6 дверец.  Рассказывается история о том, как мышонок хотел спрятаться от кошки, но не смог найти к своему домику дверцу. Что же ему делать? После ответов детей воспитатель предлагает подобрать к каждому домику дверцу нужного цвета.  Та же подбираются игровые проблемные ситуации и для ознакомления с геометрическими фигурами и величиной предметов «В царстве фигурок человечков», « Кто, где спит» «Накормим  3 медведей»  и т.п. Например, на занятии  «Кто, где спит»  детям раздаются карточки  с изображением «кроватки» для каждой фигурки человечка, и фигурки человечки.  Воспитатель рассказывает историю о том, что фигурки играли, веселились, но наступил вечер и им пора укладываться спать, а они не знают в какую из кроваток  ложиться.  Что же делать фигуркам? Как им найти свою кроватку? Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает детям для каждой фигурки найти свою кроватку.
 Наибольшее развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников происходит в исследовательской деятельности ребенка, детском экспериментировании. Что дает ребенку деятельность экспериментирования?
Во-первых, у детей формируются реальные представления об окружающем; во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок будет стремиться к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем.
Задачи исследовательской  деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

На таких занятиях как «В царстве царя разноцвета»,  « Коврик для друга» и т.п. дети, экспериментируя с краской и белилами или краской и водой, получают  светлые оттенки краски, узнают, что краска бывает светлой и темной, и как это происходит. Например, на занятии «Цветные льдинки»  воспитатель рассказывает о том, что у снеговика день рожденье, и он хочет украсить свой дом льдинками разных оттенков, но у него краска только одного цвета (красная). Что же ему делать? Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им приготовить  для льдинок  воду двух оттенков. Каждый ребенок, под руководством воспитателя, делает сначала светло-красную воду, набирая на кисточку немного красной краски и разводя ее в воде, а затем темную воду трижды набирая на кисточку краску. Цель занятий с использованием игрового экспериментирования и собственно исследовательской деятельности – обеспечить детей арсеналом исследовательских действий, расширить их представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы проводили с детьми эксперименты:  «Тонет, не тонет», «Горит ли вода»,  «Соль, сахар и песок в воде», «Почему мы промокаем под дождем», «Что будет, если положить семена в воду», «Зачем поливать цветы» и т.п. . Например, при проведении эксперимента «Тонет, не тонет» перед детьми разложили деревянные и металлические предметы  разных размеров и форм. Воспитатель показывает детям, какой либо предмет спрашивает что это, из чего сделан (дерево или железо), какой это предмет (деревянный, железный). А как вы думаете, утонет этот предмет или нет, после этого предмет опускался в таз с водой, и проверялась правильность ответа. Предметы, которые тонули, выкладывались с правой стороны от тазика, которые не тонули с левой стороны. После чего дети с помощью воспитателя делали вывод, что деревянные предметы не тонут, а металлические тонут.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Принципиаль­ное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих.
Что препятствует развитию исследовательской деятельности ребенка?
Одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации:
1. Условия, при которых все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребенка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен  и не сулит удачи.
2.  Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны, если родители оберегают его от малейшего проявления самостоятельности, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает.  Следовательно, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. При этом необходимо подобрать содержание, доступное детскому пониманию. Например, окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования  в этой области для него интересны и занимательны.
Проведение исследования не должно быть жёстко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта. Для фиксации результатов используется схематизация. Младшие дети подсказывают педагогу, что следует схематизировать (нарисовать), старшие дошкольники в состоянии сделать это самостоятельно.
Этапы освоения исследовательской деятельности
В соответствии с законом  поэлементного усвоения нового и сложного содержания опыт исследовательской деятельности приобретается только поэлементно  и пооперационно. На первом уровне (2 мл, и средняя группы) от детей требуется наименьшая  самостоятельность. Здесь педагог  сам ставит проблему и намечает  основные вехи  для ее решения, включая детей лишь в отдельные звенья рассуждения, приводящего к определению искомого.  Поставив проблему, педагог дает детям возможность самим попытаться  решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что для достижения цели их явно не достает. Педагог сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию.
По мере накопления исходных знаний степень самостоятельности поисков решения должна нарастать. На втором уровне (старшая , подготовительная группы) педагог  только ставит проблему, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). Педагог лишь, в крайнем случае, если дети в рассуждениях зашли в тупик, оказывает им минимальную помощь.
Переход от более низкого уровня  исследовательской деятельности к более высокому  основывается на принципе сокращения сообщаемой  детям  информации и предоставления им все большей и большей самостоятельности.
При всей массе достоинств исследовательского метода обучения ребенок не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования. Разберемся – почему?
Во-первых, потому, что в образовательных программах есть такая информация, которую просто необходимо заучить, запомнить и научиться использовать. Во-вторых, самостоятельное исследование «не экономично», оно требует на много больше времени, чем обычное восприятие объяснений, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в образовательном учреждении. В-третьих, результаты исследования не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа детей может содержать в себе элементы случайности. Оптимальной структурой  материала будет являться сочетание  традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Проблемным способом  целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости. Материал описательного, иллюстративного характера эффективнее изучать репродуктивным путем.

   
  Rambler's Top100