logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Рабочая программа по развитию речи для детей 2-3 лет.

Департамент образования города Ноябрьска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Мальвина»
муниципального образования г. Ноябрьск

«Рассмотрено»
 на заседании  Педагогического совета _____________________
Протокол N __
от «__»  августа   201___ года

Председатель Педагогического совета: ____________

«Согласовано»:
Заместитель заведующей
по ВМР____________

от «__»  августа  201__ года

«Утверждаю»
Заведующая МАДОУ «Мальвина»
__________________________

 от «__»  августа 201__года

Рабочая программа 
по развитию речи
для 1 младшей группы
образовательная область «Коммуникация»
1 образовательный компонент в неделю
( 36 образовательных компонентов в год)

Составитель:
Елесина Л.Н.          
воспитатель. 

Пояснительная записка

Содержание данной области Программы направлено овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми у детей раннего возраста.
Основой для разработки рабочей программы по развитию речи стали:

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. N 655,
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 г. N 2562,
  • СанПиН 2.4.1.2660 – 10
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Познаем играя»

Учебно-методический комплекс:

  • Гербова В.В., Комарова Т.С. Воспитание  и обучение детей в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-синтез, 2006
  • Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста.- М.: Айрис-Дидактика,2005.

Количество образовательных компонентов общее - 36, в неделю - 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности  для детей 3-го года жизни составляет 8 минут.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • формирование общего уровня интеллектуальных способностей детей в процессе речевого развития.

Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Приоритетное интеллектуальное направление работы реализуется как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.

Интеграция содержания образовательной области.

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Здоровье»

Использование физкультминуток  длительностью 1-3 минуты.
Формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

«Физическая культура»

Формирование правильной осанки, умение осознанно вы­полнять движения.

«Безопасность»

Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. Закреплять правила безопасного передвижения в помещении.

«Социализация»

Формирование умения согласовывать свои действия с дейст­виями партнеров. Создание условий для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.  Создание атмосферы творчества и доверия. Воспитание творческой самостоятельности. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Формирование сочувствия, отзывчивости.  Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравст­вуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать ис­пользовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).  Развитие стремления выражать свое отношение к окружаю­щему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.  Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, предметы декоративного искусства.

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный,  желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Развивать умение группировать объекты по нескольким признакам. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

«Коммуникация»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и ка­чества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

«Чтение художественной литературы»

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познаватель­ной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на офор­мление книги, на иллюстрации.

«Музыка»

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную от­зывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с класси­ческой,- народной и современной музыкой.

Формы работы с детьми

Задачи работы

Формы работы

Формы организации детей

Примерный объем
(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Формирование  и развитие средств общения:
- отвечать на вопросы, используя форму полного простого предложения;
- задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения;
- с помощью взрослого рассказывать о  картинке или игрушке (3-4 предложения);
- воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова: слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его;
- правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложении.

Беседы после чтения Рассматривание
Игровые ситуации
Дидактические игры

Подгрупповая
Индивидуальная

8 мин.

Обогащение словаря  детей, необходимого для освоения ими всех образовательных модулей Программы

Организация деятельности педагогов и детей по решению данной задачи осуществляется в рамках реализации других образовательных модулей (в пределах примерного времени,  с использованием форм и  методов работы, а также форм организации детей, определенных для каждого конкретного образовательного модуля).

 

Основные требования к уровню подготовки
воспитанников 1-х младших групп.
Дети должны уметь

  • повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание;
  • отвечать на понятный вопрос взрослого;
  • сопровождать речью игровые и бытовые действия;
  • пользоваться речью как средством общения со сверстниками;
  • делиться информацией, пожаловаться на неудобства (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает);
  • слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
  • рассказывать о предметах, картинах, о событиях, датах;
  • слушать и слышать воспитателя;
  • находить предметы по их названию, цвету, размеру;
  • называть местоположение предмета.

Дети должны иметь представление

  • об окружающей действительности, предметном и природном окружении;
  • о правилах общения со взрослыми и детьми.

Тематическое планирование по развитию речи


Предполагаемая дата проведения

 

Тема (раздел)

N НОД

Кол-во НОД

в том числе практической НОД

 

Формирование словаря

 

7

 

06.09.2012

«Наша группа»

1

1

 

04.10.2012

Дидактическая игра «Поручение». Дидактическое упражнение «Вверх - вниз»

5

1

 

15.11.2012

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

11

1

 

13.12.2012

Дидактическая игра «Подбери перышко»

15

1

 

21.02.2013

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

24

1

 

11.04.2013

Дидактическое упражнение «Не уходи от нас киска». Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка».

31

1

 

02.05.2013

Купание куклы Кати.

34

1

 

 

Звуковая культура речи

 

14

 

13.09.2012

«Собачка»

2

1

 

20.09.2012

«Картинки-загадки»

3

1

 

11.10.2012

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки»

6

1

 

18.10.2012

Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение потешки «Разговоры»

7

1

 

08.11.2012

Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит»

10

1

 

29.11.2012

Дидактические игры на произношении звуков м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»

13

1

 

06.12.2012

Дидактическое упражнение на произношение звука ф. Дидактическая игра «Далеко-близко».

14

1

 

27.12.2012

«Кто как кричит»

17

1

 

10.01.2013

Дидактические упражнения и игры на произношение звука К. Чтение стихотворение К.Чуковского «Котауси и Мауси»

18

1

 

24.01.2013

Дидактическая игра «Это зима?». Игра «Кто позвал?»

20

1

 

31.01.2013

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение на произношение звуков д, дь.

21

1

 

14.02.2012

Упражнение на совершенствование звуковой культуры речи.

23

1

 

28.02.2013

Составление рассказа на тему: «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата.

25

1

 

14.03.2013

«Кто в гости пришел?»

27

1

 

 

Грамматический строй речи

 

1

 

18.04.2013

Дидактическое упражнение «Как можно мишку порадовать?»

32

1

 

 

Связная речь

 

13

 

27.09.2012

Игра – инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко».

4

1

 

25.10.2012

Рассматривание картины «Спасаем мяч»

8

1

 

01.11.2012

Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?»

9

1

 

22.11.2012

Рассматривание картины «Таня и голуби»

12

1

 

17.01.2013

«Праздник елки в детском саду»

19

1

 

07.02.2013

Рассказывание без наглядного сопровождения

22

1

 

07.03.2013

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?»

26

1

 

21.03.2013

Рассматривание иллюстраций к произведению К.Чуковского «Путаница». Дидактическое упражнение «Что я делаю?»

28

1

 

28.03.2013

Игра-инсценировка «Как машина зверят катала»

29

1

 

02.05.2013

Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

33

1

 

16.05.2013

Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик»

35

1

 

23.05.2013

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят.

36

1

 

 

Диагностические НОД

 

2

 

20.12.2012

 Рассматривание картины «Катаем шары». Дидактическая игра «Прокати шарик в ворота»

16

1

 

04.04.2013

Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики»

30

1

 

 

ИТОГО

 

36

 

Содержание работы по освоению образовательного компонента «Развитие речи»

Формирование словаря:
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медве­жонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высо­ко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:   существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

  1. глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, ле­чить, поливать), действия, противоположные по значению (откры­вать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, ха­рактеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, пода­рить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радо­ваться, обижаться);
  2. прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
  3. наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).    

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

Звуковая культура речи
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька,
куда пошла?»).

Связная речь
Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).        
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной ини­циативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хоро­шо знакомых сказок.
Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного со­провождения.

Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области

Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Коммуникация» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в декабре и апреле каждого учебного года.

Перечень литературы и средств обучения
для педагогов:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Познаем играя»
  • Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» в первой младшей группе детского сада

           – М.: Мозаика-синтез, 2007.

  • Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада.
  • Гербова В.В., Комарова Т.С. Воспитание  и обучение детей в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-синтез, 2006
  • Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста.- М.: Айрис-Дидактика,2005.

для воспитанников:

  • учебная (альбомы «Дикие и домашние животные», «Природа», «Сюжетные»).
  • художественная (потешки, стихи, сказки, рассказы)

Технические средства обучения

  1. Магнитофон;
  2. CD и аудио материал

       В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по развитию речи, а именно:

  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие формы;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие первоначальных представлений о природе.

Наглядно – образный материал

  • Иллюстрации и репродукции;
  • Наглядно - дидактический материал;
  • Наглядно-дидактические пособия: Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наг­лядно-дидактическое пособие.—М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.; Серия «Мир в картинках» (предметный мир); Серия «Мир в картинках» (мир природы); Серия «Рассказы по картинкам»
  • Демонстрационный материал «Как много интересного вокруг»;
  • Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста;
  • Иллюстрации: «Новый год», «Мои первые слова», «Дикие животные», «Деревенский дворик», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Времена года»;
  • «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  • Стихи, загадки;
  • Открытки для рассматривания

 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи, компоненту образовательной области «Коммуникация»

Дата, месяц

N

Тема, форма проведения

Содержание

Средства обучения

Литера
тура

по плану

по факту

Базовая программа

Компонент ДОУ

 

 

 

 

1

«Наша группа»

Познакомить с предметами групповой комнаты и их размещением. Формировать активный словать: игровой уголок, стол и стул, шкаф, игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать внимание.

Игрушечный персонаж: мишка или зайка, или кукла.

Карпухина Н.А.    стр 80

 

 

2

«Собачка»

Развивать голосовой аппарат. Закреплять в речи ребенка определенный темп и ритм, подражая взрослому. Воспитывать положительное отношение к животным.

Развитие речи, внимания.

Игрушка – собачка, кукла из перчаточного театра.

Карпухина Н.А.    стр.81

 

 

3

«Картинки-загадки»

Формировать артикуляцию гласных звуков, развивать звукоподражание, желание отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывать внимательность во время игры.

Картинки с изображением «Кукла плачет», «Машина», «Мишка», «Мишка».

Карпухина Н.А.    стр. 86

 

 

4

Игра – инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко».

Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой)

Развитие мышления

 

Гербова В.В. стр.29

 

 

5

Дидактическая игра «Поручение».
Дидактическое упражнение «Вверх - вниз»

Учить детей понимать речь воспитателя, самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить их.

Развитие речи, внимания.

Большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашка, большой и маленький кубы.

Гербова В.В.   стр 32

 

 

6

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки»

Различать действия, противоположные по  значению; учить отчетливо произносить звук И.

Развитие мышления, памяти.

Лесенка из кубиков, матрешка, две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик.

 Гербова В.В.  стр. 34

 

 

7

Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у). Чтение потешки «Разговоры»

Закрепить правильное произношение У (изолированного и в звукосочетаниях); побуждать проговаривать звукоподражательные слова; воспитывать внимание, усидчивость

Развитие речи, внимания.

Кукла – Аленка, доктор, елочки, игрушечный паровоз.

Гербова В.В.   стр.36

 

 

8

Рассматривание картины «Спасаем мяч»

Учить детей понимать, что изображено на картине; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

Способствовать активизации словаря.

Картина «Спасаем мяч» (автор серии Е. Батурина).

Гербова В.В.   стр. 38

 

 

9

Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?»

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками.

Развивать внимание, мышление.

Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, курочек, петушка.

Гербова В.В.   стр.39

 

 

10

Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит»

С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительное упражнение для развития речевого дыхания).

Развитие речевого дыхания.

Султанчики по количеству детей.

Гербова В.В.   стр.41

 

 

11

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что ей сказать (или любому другому родному человеку). Упражнять в проговаривании фраз.

Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.

Игрушки - зайчик, мишка.

Гербова В.В.   стр.44

 

 

12

Рассматривание картины «Таня и голуби»

Помочь детям понять содержание картины, в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.

Активизация речи, развитие внимания, памяти.

Картина «Таня и голуби» (серия «Наша Таня», составитель О.Соловьева)

Гербова В.В.   стр. 45

 

 

13

Дидактические игры на произношении звуков м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»

Формировать умение четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.

Совершенствование памяти и внимания

Картинки и  игрушки: коровы, козы, кошки, мышки, барана.

Гербова В.В.   стр.49

 

 

14

Дидактическое упражнение на произношение звука ф. Дидактическая игра «Далеко-близко».

Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнения и закрепление произношения звука Ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью.

Умение определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко); развитие внимания.

Игрушка - собачка, пингвин.

Гербова В.В.   стр. 51

 

 

15

Дидактическая игра «Подбери перышко»

Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем.

Умение различать цвета.

Картинка с изображением петушка, игрушка петушок, красные, желтые, зеленые перья.

Гербова В.В.   стр. 53

 

 

16

Диагностическое
Рассматривание картины «Катаем шары». Дидактическая игра «Прокати шарик в ворота»

Выявить умение детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию.

Выявить умение детей делать простейшие выводы.

Картина «Катаем шары» (автор серии Е.Батурина); шарики разного цвета, ворота.

Гербова В.В.   стр. 55

 

 

17

«Кто как кричит»

Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение, воспитывать бережное отношение к животным

Развитие речи, мышления.

Игрушки – курица, цыпленок, петух, собака, кошка, корова; ширма.

Карпухина Н.А. стр. 95

 

 

18

Дидактические упражнения и игры на произношение звука К. Чтоние стихотворение К.Чуковского «Котауси и Мауси»

Учить детей правильно и отчетливо произносить звук К, способствовать развитию голосового аппарата ( произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь. Познакомить с новым художественным произведением.

Развивать память, внимание.

Картинки с изображением кукушки, курочки и цыплят; игрушки – кот, кукушка.

Гербова В.В.   стр. 56

 

 

19

«Праздник елки в детском саду»

Формировать зрительное восприятие картины, соотносить изображение с речевым текстом, развивать наблюдательность, словарный запас: шарик, елка, игрушки; воспитывать эмоциональные чувства радости от увиденного на картине.

Развивать память, внимание.

Картина «Елка в детском саду»

Карпухина Н.А. стр. 94

 

 

20

Дидактическая игра «Это зима?»  Игра «Кто позвал?»

Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

Развивать внимание.

Картинки с зимним сюжетом.

Гербова В.В.   стр. 58

 

 

21

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение на произношение звуков д, дь.

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова.

Развивать память, внимание.

Кукла, колокольчик, кукольная мебель.

Гербова В.В.   стр.. 59

 

 

22

Рассказывание без наглядного сопровождения

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте

Развитие речи, памяти, внимания.

Рассказ Л.Славиной «Зайчик»

Гербова В.В.   стр. 58

 

 

23

Упражнение на совершенствование звуковой культуры речи.

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

Развивать мышление, память, речевое дыхание.

Большой и маленький гриб, молоток, носок, савок, платок, карандаш.

Гербова В.В.    стр. 61

 

 

24

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей.

Угадывать животное по описанию, развивать мышление, память.

Картинки с изображением взрослого животного и детеныша.

Гербова В.В.   стр. 62

 

 

25

Составление рассказа на тему: «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата.

Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчетливом произнесении звука х( изолированного в звукоподражательных словах и во фразах)

Развитие воображения и речевого дыхания.

Картинки с изображением петуха, совы и лисы.

Гербова В.В.   стр. 63

 

 

26

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?»

Дать детям почувствовать ( на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

Развитие внимания.

Иллюстрации, платок, шапочка, флажок, варежка.

Гербова В.В.   стр. 66

 

 

27

«Кто в гости пришел?»

Развивать устойчивость слуховосприятия, соотношения звука с образом звучащей игрушки, нахождения звучащего предмета на картинке, обозначать предмет облегченным словом.

Развитие воображения

Ширма; игрушки: поросенок, собака, кошка, картинки с изображением

Карпухина Н.А. стр. 103

 

 

28

Рассматривание иллюстраций к произведению К.Чуковского «Путаница». Дидактическое упражнение «Что я делаю?»

Продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках; активизировать (с помощью упражнений) в речи детей глаголы, противоположные по значению.

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Иллюстрации, книжка, платок, банка, лента, стакан.

Гербова В.В.   стр. 72

 

 

29

Игра-инсценировка «Как машина зверят катала»

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук Э, звукоподражание ЭЙ.

Развитие речи, памяти, внимания.

Машина-грузовик; игрушки: белочка, медвежонок, зайчик, ежонок

Гербова В.В.   стр. 73

 

 

30

Диагностическое Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики»

Выявить умение детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы воспитателя, высказываться по поводу изображенного.

 

Кубы, кирпичики, ворота, картина «Дети играют в кубики» авторы серии В.Езикеева и Е.Радина

Гербова В.В.   стр.70

 

 

31

Дидактическое упражнение «Не уходи от нас киска». Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка».

Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке.

Развитие воображения, внимания, памяти.

Игрушечная кошка.

Гербова В.В.   стр. 74

 

 

32

Дидактическое упражнение «Как можно мишку порадовать?»

Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

Развивать речь.

Игрушка мишка.

Гербова В.В.   стр. 75

 

 

33

Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обобщать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Картинки из серии «Домашние животные», игрушки: корова, коза, лошадь.

Гербова В.В.   стр. 78

 

 

34

Купание куклы Кати.

Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.

Развитие внимания, воображения, мышления.

Ванночка, ведерки, полотенце, мыльница, мыло.

Гербова В.В.   стр. 79

 

 

35

Дидактические упражнения «Так или не так?». Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик»

Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А.Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик»

Развитие речи, памяти, мышления

Картинки из рабочей тетради «Развитие речи у малышей: Младшая группа»

Гербова В.В.   стр. 83

 

 

36

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят.

Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения и сверстников, образец рассказа педагога)

Развитие речи, мышления.

Картина «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы серии В.Езикеева, Е.Радина)

Гербова В.В.   стр. 82

 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы

            Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: декабрь, апрель.
            Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).
             С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
            Диагностика осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности, а так же индивидуально. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности. 

Методика диагностики уровня речевого развития детей 2,6 – 3 лет.

Критерий

Задание

Разговаривает со взрослыми о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Употребляет сложные придаточные предложения

Воспитатель в непринужденной обстановке беседует на любую, близкую ему тему.

Повторяет за взрослым небольшие предложения, в том числе содержащие вопрос или восклицание. Правильно произносит звукоподражания.

Воспитатель показывает ребенку картинки, он воспроизводит звуки, которые издают эти животные (корова, собака, кошка, цыпленок, курица, петух). Ребенок должен повторять звукоподражания,  предложения, отвечать на вопросы воспитателя.

Слушает небольшой рассказ без наглядного сопровождения

Воспитатель  читает текст, который ребенок воспринимает на слух.

Правильно называет по картинкам домашних животных, предметы мебели, посуды.

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в д/игру «Что это, кто это?»

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

Воспитатель предлагает ребенку назвать действия, которые он выполняет во время игр.

Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Развитие речи (1 младшая группа). Образовательная область «Коммуникация»

N группы:__________ Воспитатели: ____________________________________________  Дата проведения мониторинга:______________

 

N
п/п

 

Ф.И.О.
ребенка

Развитие речи

 

Средний бал

 

Уровневый показа
тель

Разговаривает со взрослыми о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Употребляет сложные придаточные предложения

Повторяет за взрослым небольшие предложения, в том числе содержащие вопрос или восклицание. Правильно произносит звукоподражания.

Слушает небольшой рассказ без наглядного сопровождения

Правильно называет по картинкам домашних животных, предметы мебели, посуды.

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

 

 

сг

кг

сг

кг

сг

кг

сг

кг

сг

кг

сг

кг

сг

кг

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 полугодие: В –
                       С –
                       Н –

2 полугодие: В –
                       С –
                       Н –

   
  Rambler's Top100