logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Любовь к природе воспитываем с детства»

Сообщение старшего воспитателя.

Автор: Орлова Наталья Николаевна, МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад N19 «Светлячок» (Коломенский муниципальный район).

Глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения планеты – это проблемы, которые касаются всех. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.
Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.
Экологические знания дети нашего дошкольного учреждения получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведения опытов в экологической лаборатории, на занятии по изобразительной деятельности, в играх и при решении логических задач, во время ухода за животными, живущими в детском саду.
Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Наш детский сад расположен возле лесного массива, что создает благоприятные условия для организации экологического воспитания детей.
Особенно эффективно проходят экскурсии и походы в лес. Там происходит живое знакомство с его обитателями. Воспитатели обращают внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, тут же идет непринужденная беседа о пользе птиц, знакомство с их видами, наблюдение за их поведением.
Стали традиционными такие формы работы: ежегодные летние и осенние встречи в лесу со сказочными персонажами. Представьте, сколько удивления и радости возникает у детей, когда они, гуляя по лесу, видят, как по тропинке к ним направляются Лесовик-Боровик, Леший и т.д. Дети рассказывают о времени года, о повадках птиц и зверей, делают простейшие выводы, объясняют как надо вести себя в лесу и, конечно же, получают в подарок гостинцы. В процессе этого мероприятия идет закрепление экологических знаний детей, обучение распознаванию, развитие логического мышления и плюс ко всему дети получают положительные эмоции.
В своей работе педагоги используют программу С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников».
В каждой группе детского сада имеется экологический уголок с аквариумом, красивыми клетками для птиц и млекопитающих, подобраны растения, продумано размещение и хранение оборудования для организации трудовой деятельности с объектами природы.
В групповых комнатах в осенне-зимний период работают фитобары, в которых дети с удовольствием пьют ароматный травяной чай, определенно полезный для здоровья.
На участке детского сада есть большой огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Также есть фитоогород, фруктовый сад, ягодник, цветники. Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям объекты и явления природы во всем многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных явлениях.
Углубленную работу по данному вопросу ведет воспитатель Бушманова Людмила Алексеевна. Она работает над проблемой формирования у детей понятия об элементарных цепочках взаимосвязи природы, дает детям реально понять, что если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, то не будет и нас, людей. Работа с детьми над проектами «Наше дерево», «Волшебница вода» открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, стимулирует детскую самостоятельность, учит детей делать простейшие выводы.
Особое место педагог отводит опытно-экспериментальной деятельности детей. В эколого-краеведческой комнате создана мини-лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В ходе этой работы ребенок проводит настоящие исследования, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Экологическое воспитание детей в нашем детском садом красной нитью проходит через все виды деятельности.
Антонова Наталья Викторовна – руководитель изостудии проводит большую работу по воспитанию, любви и бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.
Экологические проблемы решаются на занятиях кружков «В мире прекрасного», «Юный эколог», «Народные традиции и обычаи», «Юный актер».
Если проанализировать проводимую  в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребенку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении социализации дошкольников, мы ставим перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками. Опыт работы показывает, что более эффективные и особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Поэтому, разрабатывая перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию детей, педагоги учитывают это. Мероприятия построены по типу телевизионных передач. Это КВН, викторины, совместные вечера досуга, традиционные конкурсы на лучшую поделку из природного материала «Осенние фантазии», «Новогодний сюрприз», экологические праздники, беседы за круглым столом, совместные походы за пределы территории дошкольного учреждения. Интересны серии консультаций, посвященных экологической культуре: «Не торопитесь рвать цветы», «С ребенком на даче», «Передача о природе на телеэкране», «Зеленая аптека» и др. Теплые доверительные отношения с родителями складываются на нашей «Экологической гостиной», в рамках работы клуба «Навстречу друг другу».
Достичь поставленной цели нам помогают природоохранные акции, ставшие традицией в нашем  дошкольном учреждении. Эта форма работы требует большой подготовительной работы, но и результативность в формировании сознательно-положительного отношения к природе говорит сама за себя. Доступна и понятна для детей акция к значительному международному событию «День воды».
Работа по проведению ежегодной природоохранной акции «День земли» построена таким образом, что привлечены к деятельности не только дети, но и их родители. Они вместе трудятся на участке детского сада, благоустраивают территорию, высаживают цветы.
Совместная экологическая акция «Покормите птиц зимой» с детьми школьного экологического объединения «Родник» носит общественный характер, потому как мы пытаемся привлечь к проблемам зимующих птиц не только воспитанников и их родителей, но и жителей микрорайона. Взрослые и дети объединены одной общей задачей: помочь тем, кто живет рядом и ждет нашей помощи. Кто-то из местных жителей поддерживает нас улыбкой, благодарностью, кто-то реальной помощью. Эта поддержка необходима  нашим дошколятам.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтобы дети понимали: уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце и др.), каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояние растений и животных  от труда человека.
Определенные успехи по экологическому образованию и воспитанию детей предоставили  возможность публикации опыта работы педагогов в методическом пособии «Судьба планеты – в наших руках». Издание «Инлайт», г. Коломна, 2006 г.
Наши дети принимали участие в районном экологическом празднике «День окружающей среды в Коломенском районе».
В  на базе ДОУ были проведены РМО для групп младшего и старшего дошкольного возраста.
В 2008 году наш опыт работы, в виде монографии, был представлен на областной конкурс «Эколог года Подмосковья». По итогам конкурса детский сад награжден грамотой министра экологии и природопользования Правительства Московской области за достижения в сфере экологии и охраны окружающей среды.

В апреле 2010 года в детском саду проходил районный семинар заведующих и директоров школ - детских садов: «Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ».

Опыт работы по экспериментальной площадке был представлен в мае 2010 на научно-практической конференции «Районная экспериментальная  площадка – условие обновления содержания и методов образования».

Коллектив  детского сада постоянно находится в творческом поиске. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

   
  Rambler's Top100