logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Образовательная программа по конструированию для детей раннего возраста.

 
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ.
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД N1659.
Утверждена педагогическим
Советом, протокол N
От «___»  _____________ 2012г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ НШДС N1659
______________/Горлова О.А./
Образовательная программа по конструированию для детей раннего возраста.

Программа разработана педагогом
Дополнительного образования,
Педагогом-психологом
Сидоровой Ириной Николаевной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Детское конструирование – это создание разных конструкций и модулей из строительных материалов и детских конструкторов. Конструктивные игры и занятия проводятся с детьми раннего возраста, начиная с 12 месяцев жизни ребенка.
В возрасте от 1 года до 3 лет нервно-психическая сфера малыша находится на так называемом «сенсорном» этапе своего развития. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок активно осваивает возможности собственного интеллекта: движения и действия маленького человека становятся все более и более осознанными, стремительно совершенствуется качество восприятия, внимания, мышления. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра; геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, шар, кирпичик; развивать речевые и познавательные умения: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм. Важно не только слышать речь других детей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая пальчики малыша, мы развиваем его речь.
В развитии психических функций ребенка раннего детства доминирует восприятие, поведение импульсивно, ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации его не привлекает. Мышление – наглядно-действенное. Источник интеллектуального развития – предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов, продолжается его сенсорное развитие. Во взаимодействии со взрослым, ребенок усваивает способы действий с разнообразными предметами, Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, память, мышление (действенное, практическое) элементы воображения и мелкую моторику.
Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).
Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Данная программа соответствует требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа имеет цель:

Обеспечение социально-эмоционального, интеллектуального и личностного развития ребенка в процессе предметно-игровой конструктивной деятельности.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального комфорта.
  2. Развитие и активизация общих движений, эмоционально-делового и предметного общения, предметной деятельности.
  3. Интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи.
  4. Овладение различными навыками в процессе подражания.
  5. Формирование предпосылок к конструктивной деятельности.
  6. Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
  7. Взаимосвязь педагогов и родителей в едином пространстве группы.

Организация работы.

Программа рассчитана на 2 года, на работу с группами детей, посещающими ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка), функционирующими в период с сентября по май 2 раза в неделю. Наполняемость групп до 10 человек.
Первый год обучения - ранний возраст от 1 до 2 лет.
Второй год обучения – ранний возраст от 2 до 3 лет.
Учебный процесс предусматривает занятия по подгруппам и индивидуальные.
Каждое занятие включает в себя пальчиковую гимнастику, игру с «волшебным» мешочком, подвижную игру и собственно сюжетное конструирование.

Отличительной чертой данной программы является совместная работа с детьми и родителями.

Прежде всего необходимо вызвать у детей интерес к действиям с деталями конструктора (кубиками, кирпичиками-лего), используя игровую мотивацию деятельности, поощряя и подбадривая их с помощью восклицаний, коротких стишков; научить узнавать и различать детали, следить за несложными действиями с ними взрослого и воспроизводить эти действия: накладывать кубики друг на друга, укладывать рядом, скреплять кирпичики ЛЕГО - конструктора. Последующие занятия целесообразно проводить в форме совместной практической деятельности (ребенок – родитель) с элементами конструктора. При этом переход к самостоятельной конструктивной деятельности происходит постепенно – за счет увеличения участия ребенка в построении изображения.

Необходимое оборудование:

- Строительные наборы: деревянные и пластмассовые.
- Конструкторы ЛЕГО.
- Сюжетные фигурки соответствующего размера.

Содержание изучаемого курса.

Темы занятий:

  1. Башня 4ч.
  2. Разные дорожки 4ч.
  3. Змейка 4ч.
  4. Заборчики 6ч.
  5. Ворота 4ч.
  6. Домик 4ч.
  7. Предметы мебели 10ч.
  8. Автомобиль 6ч.
  9. Самолет 4ч.
  10. Ракета 4ч.
  11. Фигурки животных: 12ч.
  12. Сани 2ч.
  13. Елочка 2ч.
  14. Теремок 2ч.
  15. Паровозик с вагончиками 4ч.
  16. Различные орнаменты 8ч.

Начинать надо с предметов и объектов простой формы: дорожки, башни, заборы и, далее, автотранспорт, предметы мебели, фигурки животных, елочка, домик…
При создании построек используются различные игровые ситуации, стихи (разработан цикл занятий по стихам Агнии Барто), сказки (цикл занятий по произведениям К.И.Чуковского) и т. д.

Методы и приемы, используемые в программе.

  1. Наглядные: показ, пример, наблюдение, рассматривание.
  2. Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
  3. Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.
  4. Словесные: убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово.

Ожидаемый результат.

  1. Накопление сенсорного опыта.
  2. Расширение представлений об окружаемом мире.
  3. Развитие мелкой и крупной моторики.
  4. Развитие собственно конструктивных способностей, технических умений и навыков работы с деталями конструктора.
  5. Становление и развитие речи.
  6. Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Итог работы.

Положительная динамика развития ребенка.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании и процессе передачи детям необходимого опыта и знаний.

Литература:

  1. «Строим из ЛЕГО» Комарова Л.Г. Москва, Линка-Пресс, 2001г.
  2. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» Лусс Т.В. Москва, Владос, 2003г.
  3. «Лего-конструирование в детском саду» Фешина Е.В. Москва, Творческий центр, 2012г.
  4. «Сборник материалов для руководителей центров развивающих игр» составитель Селезнева Г.А. 2006г.
  5. Сборник статей «Развивающая среда в образовательных учреждениях округа» Составитель Селезнева Г.А. 2010г.
   
  Rambler's Top100