logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Адаптация детей к условиям детского сада.

Автор: Касимова Танзила Нигматуловна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N 36», Удмурдская Республика,  г. Глазов.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.  Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность,  т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений:

  • Режим дня;
  • Отсутствие родителей в течение длительного времени;
  • Введение новых требований (режимные моменты);
  • Общение со сверстниками;
  • Пребывание в незнакомом помещении.

Все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Отрицательно на прохождение адаптации в детском саду может сказаться и низкий уровень культуры родителей.
Очевидно, что для адаптация ребенка в данных условиях необходимо создать  щадящий режим. Для прохождения  адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению нами была разработана программа  «Малыш», которая позволяет постепенно привыкнуть к новой ситуации.
При разработке своей программы мы опирались на работы психологов Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А. Адлер, Э. Бен, Л.А. Венгер, Е.А. Лисина и т.д. В указанных работах перечислены критерии оценки адаптации ребенка ясельной группы к условиям ДОУ: настроение, аппетит, сон, активность в игре, активность в речи, взаимоотношения с детьми, взаимоотношения со взрослыми.
Целью разработанной нами программы является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Задачи:

  • Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;
  • Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства;
  • Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста посредством расширения форм участия в адаптационных мероприятиях.

Период адаптации одинаково непрост как для родителей, так и для малышей. Комплекс адаптационных мероприятий, помогает выстроить сотрудничество с малышами и их родителями, привить воспитанникам любовь к детскому саду, стремление к самостоятельности и потребность в  доброжелательных отношениях со сверстниками.
Примерный план адаптационных мероприятий

N

Мероприятие

Сроки

Формы совместной деятельности

Дети

Родители

Воспитатели

1

Собрание семей воспитанников в музыкальном зале.

 

 

Консультация

2

Выступление заведующего и специалистов МБДОУ «Давайте познакомимся»

 

Адаптационная игра «Путешествие по группе»

 

Творческая продуктивная деятельность по созданию газеты «Моя первая встреча с детским садом».

Совместная деятельность с музыкальным руководителем.
- музыкальные игры, хороводы;
- кукольный театр для малышей.
3.Экскурсия на прогулочный участок I младшей группы.

3

«Моя семья».

 

Знакомство детей группы с семьями друг друга.

4

Консультация: «Особенности развития детей третьего года жизни».

 

 

Знакомство родителей с основными показателями развития детей раннего возраста

5

«Мой ребенок и его индивидуальные особенности».

 

 

Анкетирование родителей.

6

«Я сам».

 

 

Консультация о привитии КГН и навыков самообслуживания.

7

Игра «Чьи башмачки».

 

Игровое занятие, семинар-практикум.

 

8

 «Режим дня малыша»

 

 

Консультация, анкетирование

9

«Здоровый малыш».

 

 

Консультация о значении физической культуры, анкетирование

10

Совместное развивающее физкультурное занятие.

 

Семинар-практикум, совместное игровое занятие.

 

11

 «Рациональное питание в жизни детей дошкольного возраста».

 

Консультация «Семейный обед». Обмен между родителями рецептами приготовления блюд.

12

Круглый стол
«Вечер вопросов и ответов»
Собрать банк данных о проблемах детского развития, интересующих родителей.

 

 

Консультации

13

«Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

 

«Волшебные превращения». Изготовление игрушек из бросового материала.
Консультация по руководству игровой деятельностью детей.
Семинар-практикум по сюжетно-ролевой игре «Зайка заболел»

14

«Хочу все знать».

 

 

Консультация по развитию у детей познавательных способностей.
Совместная деятельность «Вместе весело шагать».
Мастер-класс по совместной деятельности с ребенком и используя бытовые предметы, через которые можно развивать память, мышление, восприятие, воображение и др.
Анкетирование

15

«Сначала было слово».

 

 

Консультация по развитию речи детей раннего возраста.
Анкетирование.

16

«Красочки»

 

 

Консультация о значении рисования для детей раннего возраста.

«Разноцветные краски» – практическое занятие.

17

«Мир музыки»

 

Музыкально-двигательные упражнения «Ладошки».

Консультация о значении музыкального воспитания ребенка.
Д/з Домашнее задание: записать и принести колыбельные песни, которые поют в ваших семьях.

18

Пальчиковые игры и упражнения.

 

 

Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Анкетирование родителей «Достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку».

19

«Игры с песком»

 

 

Мастер-класс по обучению родителей методам песочной терапии.

19

«Азбука прав ребенка»

 

 

Проигрывание проблемных жизненных ситуаций.

20

«Мой малыш»

 

Самостоятельная игровая деятельность, игровая деятельность со специалистами ДОУ

Наблюдение родителей за деятельностью детей, беседы со специалистами, индивидуальные консультации.

 

«Социально-демографические данные семьи».

 

 

Анкетирование

21

Заполнение индивидуального журнала ребенка (комплексное исследование).

 

Игровые – диагностические занятия с детьми

Консультации, индивидуальные беседы.

Опыт работы по адаптации  ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения показал, что при мобилизации профессиональных сил всего педагогического коллектива, а также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп, значительно повышается успешность адаптации детей в детсаде. Необходимым условием данного процессам является методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.
Список литературы

  • Л.И. Божович Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология N 1-3, 2006;
  • Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.-144 с.
  • Развитие ребенка /под редакцией А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  • http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/adaptaciya-detey--rannego-vozrasta
   
  Rambler's Top100