logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Театрализованная деятельность как средство развития творческой одарённости детей дошкольного возраста.

Автор: А.А. Дородонцева, музыкальный руководитель д/с "Белоснежка",  ХМАО-Югра, п. Солнечный.

Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрально-игровой деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональному раскрытию, развивает творческую активность, их исполнительные возможности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. Давно известно, что для театрального творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому немаловыжным условием успешного развития творческих способностей является тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что актерское  творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 

Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  театральной  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Ориентируясь на вышесказанное, можно  отметить  высокую  степень  значимости театральной деятельности для развития музыкальных творческих  способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но  и со всеми воспитанниками ДОУ.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами:

Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.    

Это способствует развитие творческих способностей  проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности  на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Таким образом, необходимо отметить высокую степень значимости театрально-игровой  деятельности для развития  творческих способностей ребенка.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ЭТЮДЫ.

упражнения
Упражнения на развитие памяти:
1.Идут двое детей: один впереди, другой –позади, в точности передавая движения первого, как тень (движения должны быть разнообразными, спокойная ходьба, бег, прихрамывая, переваливаясь с ноги на ногу и т. д.). Потом дети меняются местами.

2.Становимся в круг. Один ребёнок принимает любую позу – остальные должны её повторить (менять позу несколько раз).

3. Один ребёнок разглядывает второго, пока руководитель считает до 10, затем отворачивается и дает словесный портрет (в чём одет, цвет одежды, глаз, волос и т.д.).

Упражнения на воображение:
1.Правильно подышим. Правую руку положить на живот, левую на пояс. Живот – это воздушный шарик. Медленный вдох – живот надувается, выдох-ниточка у шарика плавно распускается.

2.Испугались внезапного треска сучьев – быстрый вдох. А оказывается ничего страшного – медленный выдох.
Вдох и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 10( у кого закончилось дыхание поднять руку),  Всё приехали. Все вы доехали? До какого этажа доехали? Теперь едем вниз – вдох и выдыхаем.

3. Идём во фруктовый сад (двигаемся по кругу). Вдыхаем аромат яблок. Пытаемся достать яблоко на дереве (поднимаем сначала лев. руку вверх, затем правую), не получается. Ещё раз пытаемся достать (подпрыгиваем на месте. руки поочерёдно вверх). Как же достать яблоки (приседаем и подпрыгиваем, пытаясь рукой достать). Нужно подставить лестницу и залезть на неё (имитируем подъём). Срываем яблоки и кладём их в ведро (имитируем сбор яблок). Отдыхаем (имитируем спуск с лестницы и, закрыв глаза, садимся на ковёр)

Короткие истории.
1.Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела хороший сон!» Какой сон она могла видеть?
2.Мальчик вернулся  с прогулки домой, его встречает мама и говорит: « А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
3.Жила была праздничная свеча. Она с нетерпение ждала, когда же начнётся праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше?

Развитие выразительной мимики.
Передать мимикой следующие образы:
1.Солёный чай.
2. Ем лимон.
3.Сердитый дедушка.
4.Обиделся, удивился, мне грустно, получил подарок, умеет лукавить (подмигиваем).

Упражнения для лица и рук.
1.Представить, что вы получили отказ от мамы на вашу просьбу купить новую игрушку. От удивления ваши глаза широко открылись и поднялись брови. а теперь приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза(на 3-4 секунды), затем расслабьте мышцы, свободно опустите веки.
2. Представьте, что вы вышли из тёмного помещения на солнечную улицу. Зажмурьтесь на 3-4 секунды, а теперь расслабьте веки, оставляя их прикрытыми.

Игры на развитие выразительности и воображения.
  1. «Новая кукла». Девочке подарили куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает куклу к себе и снова кружится.
  2. «После дождя». Жаркое лето, только прошёл дождь, дети осторожно ступают вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
  3. «Отгадай, кто мы». Выбираем ведущего, он выходит, в его отсутствии дети решают кем будут (животные, строители, время года, выполнять какое либо движении и т.д.).Заходит ведущий, дети выполняют придуманное движение. ведущий отгадывает и расколдовывает их.

Пантомимы.
Одеваемся на улицу, раздеваемся.
Много снега – протопчем тропинку.
Мама с папой собираются в театр.
Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, солим , едим.
Невеста на свадьбе. Жених.
Ловим кузнечика – ничего не получилось
Зуб болит.
Холодно, мёрзнут ноги , руки, тело.

Игры превращения (мышечное напряжение и расслабление)
«Цветочек завял». Тянемся вверх, напрягая мышцы. Затем последовательно уронить кисти(спряталось солнышко, голова цветочка поникла), согнуть локти – стебель сломался, слегка согнуть колени  - цветочек завял.

«Незнайка» (работают плечи  вверх-вниз).

«Крылья самолёта и мягкая подушка» - руки в стороны, напрягать все мышцы, затем постепенно расслаблять, как бы опуская руки на мягкую подушку

этюды
Развивают воображение детей, обучают выражению различных эмоций воспроизведению отдельных черт характера.

1.Представте раннее утро, вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить её с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись. (губки надулись). Но это же мама – простили, улыбнулись.

2. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.

3. Вы – собачка в будке, серьёзная. Ага, кто -то идёт, надо предупредить (рычим).

4. У ребёнка воображаемая коробка с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. ВКУСНО!!!!

5. Придумать новость и сообщить её. Цель – отстоять своё право на первенство. доказать остальным , что ваша новость самая замечательная!

6. «За стеклом»

Список используемой литературы

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М.: Сфера, 2009.

3. Буренина А.И. Театр всевозможного.  Санкт-Петербург,. 2002.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - N2.

5. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности.-М.: Сфера, 2010.

6. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.-М.: Сфера, 2009.

7. Интернет сайт- nauka-shop.com., muzruk.ru.

   
  Rambler's Top100