logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Воспитание речевого общения у детей дошкольного возраста.

Из опыта работы.

Автор: Мязитова В.М., воспитатель, МБДОУ  «Детский сад «Солнышко» N7», г. Болгар.

ПЛАН:

  1. Введение.                                                                          
  2. Основная часть Задачи «Воспитания речевого общения у детей дошкольного возраста».
  3. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения; Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
  4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, родителями и другими окружающими людьми);  
  5. Развитие у детей творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности:
  6. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.                                             
  7. Диагностика речевого развития.                             
  8. Заключение.                                                                

Обобщенный вывод по воспитанию речевого общения у детей дошкольного возраста.

  1. Библиография.
  2. Введение.

Полноценное овладение родным языком и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками являются необходимым условием формирования личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Речь является каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития и общения дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом. Основная задача речевого развития ребенка - дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Темпы овладения речью зависят от многих факторов: особенностей личности самого ребенка, уровня их интеллектуального развития, условий семейного воспитания, характера родителей и от содержания методики обучения родному языку.
Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развитие каждой речевой задачи, т.е. взаимосвязь всех разделов работы - фонетической, лексической, грамматической. Контактируя с окружающим, ребенок выражает в речевой форме эмоции, коммуникативные представления.
Развитие речи ребенка - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи процесс овладения родным языком в дошкольном детстве органически связан с умственным развитием.
Эту связь надо рассматривать и как значение языка для развития мышления и как роль интеллекта для овладения языком.
Задача воспитателя - использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности - игры, конструирование, решение практических задач, восприятия художественных произведений и прочие. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства-речи. Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство- общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период определяется развитием общения с взрослым.
Каждой форме общения соответствуют определенные особенности речи ребенка ее лексика, грамматический строй, выразительность. Безусловно, связь речи и особенностей общения двухсторонняя. Ведь именно возникновение речи делает возможным переход от ситуативной формы общения к вне ситуативной.

При решении «Воспитание речевого общения у детей дошкольного возраста» я наметила конкретные задачи:

  1. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания.
  3. Развитие у детей навыков общения в различных, жизненных ситуациях (со сверстниками, родителями и другими окружающими людьми).
  4. Развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности.
  5. Коррекция у детей неэ/селательных черт характера и поведения.
  6. Основная часть.

11-1 Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.
Работу по воспитанию речевого общения необходимо начинать с раннего детства. Дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателей - словарному запасу выразительности, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти необходимые слова. Различия эти зависят от уровня развития общения ребенка. Дети младшего дошкольного возраста, находящиеся на уровне ситуативно-деловой формы общения, во многих случаях обходятся неречевыми средствами - жестом, междометием, действием.
В младшей группе я поставила целью научить сознательное овладение средствами общения. В основу я взяла - опережающую инициативу взрослого. Иными словами, воспитатель предлагает детям образцы того общения, которым ребенок еще не владеет. Но это не просто демонстрация более совершенных форм общения, а умение включить детей в это общение, сделать его привлекательным и необходимым для самого ребенка.
На специальных занятиях по развитию речи - «Занятия активизирующего общения» - я использовала доверительный , свободный стиль общения. Мы не просто занимались, а играли в форме свободного общения, где получали о предметах знания. В старшем возрасте мы не просто составляли рассказы из личного опыта, а делились этим опытом тогда, когда возникает в этом потребность. Дети, во время таких занятий сидели свободно: полукругом, на ковре, могли видеть друг друга, свободно контактировать друг с другом. Во второй младшей группе проводились сценарии активизирующего общения: «Свинья с поросенком», «Ежик и барабан», «Снег, снег кружится», «По реке плывет кораблик», «Кто так кричит» и т.п.

В своей деятельности использовала также дидактические игры детей парами и небольшими подгруппами. Такие игры: «Чудесный мешочек», «Поручения», «Лохматый пес», «Чего не стало?», «Магазин посуды», «Холодно -тепло», «Смешинка», «Разбуди кота» и многие другие обогащают опыт общения, способствуют эмоциональному комфорту и развивают языковые способности.
На воспитание уровня общения ребенка - эффективно использование совместных подвижных игр с правилами. Воспитатель при этом выполняет роль и организатора, и участника. Ценность совместных игр:      дети учатся ориентироваться на
партнера, не обижаться, если проиграли, ощущают радость от совместной деятельности, чувствуют себя включенными в общее дело.
Более замкнутые и стеснительные становятся более раскованными. Основная дидактическая задача игр - создание свободного, активно -положительного отношения к воспитателю, снятие всяких барьеров. Это необходимое условие формирование более сложных видов речевого общения.
Постепенно, в ходе игр или после дети вовлекаются в разговор на познавательную тему: это рассказы о жизни и повадках животных,
о  машинах, явлениях природы. С помощью наглядного материала старалась включить в беседу , наводила на правильные ответы, задавала находящие вопросы, поддерживала и поощряла любую познавательную активность. Занятия составляли определенные циклы по темам «Транспорт», «Овощи», «Животные», «Явления природы», «Птицы», «Семья», «Вещи вокруг нас», «Человек и его поступки», «Родной край», «В мире слов» и другие.
Своеобразие данных занятий в том, что познавательный материал становится центром общения, создает общность между ребенком и взрослым.
Совместные игры с элементами познавательного общения сводила к специальным беседам. Например: в играх «Что за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?» - ответ непринужденно переходит в общение познавательного цикла.
П-2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания.
Развивая речевое общение, воспитатель не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его представление о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.
Обучение внеситуативно- личностному общению целесообразнее начинать с детьми среднего дошкольного возраста. Главное - создать условия, мотив, которые заставят и осознать, и оценить свои поступки и действия. Сначала разговор основывается на конкретных предметных действиях - рисование, лепка, аппликация. Выполненное задание оценивает сам исполнитель, затем его товарищ. Привлекается внимание детей на умение сравнивать, формулировать и обосновывать свое мнение с оценкой и мнением товарищей. В дальнейшем, дети в более старших группах высказывали и обосновывали свое мнение более глубоким личностным содержанием.
В индивидуальной работе с детьми в утренние и вечерние часы, в обстановке естественного общения, учила формулировать мысль и обосновывать свое мнение о событиях из жизни детей, о прочитанных книгах. Дети рассказывают друг другу, кто где был в выходные дни, какие игрушки у них появились, обмениваются книгами, в подготовительной группе- уже дисками, сообща рассматривают иллюстрации и обсуждают, рассказывают друг другу, кто какие мультфильмы и фильмы смотрел. Обмениваются впечатлениями о занятиях и играх, об игрушках и предметах, которые принесли с собой. Обсуждают также, кто кому нравится и почему, высказывают пожелания.
Речь детей, обращенная к сверстнику, - более связана, более понятна, лексически более развернута, чем речь тех же детей в общении со взрослым. Дело в том, что другой ребенок менее понятливый и чуткий партнер, нежели взрослый, именно это, непонятливость, играет важную роль в развитии речи. В общении с взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, однако усвоенные правила могут остаться в пассиве и вовсе не использоваться только в общении детей, друг с другом, пассивная речь превращается в активную, чтобы играть и общаться с другими детьми, окружающими людьми необходимо стараться, чтобы они поняли тебя.
В старшей и подготовительной группе задачу по воспитанию интереса к окружающим людям, чувства понимания и сопереживания решались в беседах после чтения и обсуждения прочитанных книг: можно спросить: «Кто из персонажей больше понравился и почему, на кого больше хотелось бы походить».
На занятиях, с использованием упражнений и этюдов, развивающих коммуникативную культуру, продолжала учить общению детей друг с другом.
 Предлагала конкретные темы:

  1. Представление себя любимой игрушке.
  2. Комплимент другу.
  3. Меня моя мама ласково называет...
  4. Я тебе желаю сегодня.
  5. Скажи что - ни будь хорошее о своей маме.
  6. В чем я не хочу быть похожим на других людей... и т.п.

II-3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, родителями и другими окружающими людьми).
Общение - это когда беседуют два (и более) партнера на какую - либо тему. Но полноценным общением является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания, а главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.
Для целенаправленного формирования коммуникативных умений при воспитании речевого общения необходимо учить детей распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих его людей, сверстников, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Учить детей сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Данная задача решалась в старшем и подготовительном возрасте с помощью систематизированных игр. Данные игры развивают умения и навыки коммуникативных способностей:

  • игры, направленные на умение сотрудничать: «Зайчики и лиса», «Совушка-сова», «Травинка», «Тарелочка», «Связующая нить», «Замри», «Горная тропинка», «Поводырь».

Цель игры: Учить слышать, понимать, подчиняться правилам, контролировать движение, воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

  • игры- на развитие умения активно слушать: «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Телефон», «Цепочка слов», «Чемодан», «Почта», «Да» и «Нет, не говорите», «Я начну, а вы продолжите», «Мое начало- твой конец».

Цель игры, дети учатся общаться на вербальном и невербальном уровнях, выражать свои чувства, развивается слуховое восприятие, учатся задавать вопросы, формировать умение выделять основную идею высказываний, подводить итог, учатся развивать мысль собеседника.

  • игры, направленные на умение перерабатывать информацию.

Цель таких игр: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации, развивать умение устанавливать логические, причинно следственные связи, делать умозаключения, развивать способность аргументировать свою точку зрения, такие игры: «Магазин игрушек», «Пойми меня», «Вечер загадок», «Что на что похоже», «Хорошо - плохо», «Бывает - не бывает», «Доказательство».

  • игры, направленные на умение конструировать «текст для другого».

Цель этих игр: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично давать доброжелательную оценку другому. Учить устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми. Например: игры «Магазин» (описывает игрушку) «Опиши друга», «Угадай, кто это?», «Телевизор», «Снежная королева».
Все данные систематизированные игры помогают выявить у детей задатки и превратить их в способности при общении.
На личностное развитие ребенка важное место отводится близким взрослым. В тех семьях, где родители видят ребенка объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью, занижена самооценка ребенка. Родителям необходимо практиковать личностно-ориентированное общение: больше разговаривать на конкретные темы, интересоваться делами, успехами в саду, среди сверстников, помогать преодолевать трудности. Дети, где общение с родителями наложено, проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх: в дошкольном возрасте такие дети демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.
Налаживанию общения взрослых и детей помогают праздники в детском саду, дни открытых дверей, коллективные субботники, обмен впечатлениями детей с родителями после экскурсий в библиотеку, в Болгарский заповедник, на озеро Мочилище, после посещения цирковых представлений.
Оказываются консультации с родителями по поводу коррекции общения и взаимоотношений с ребенком в семье.
П-4 .Развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности.
 Игра - одно из условий формирования личности ребенка. Задача воспитателя -реализовать в игре все творческие задумки детей, только тогда она станет их игрой, они чувствуют себя хозяевами. Чем лучше сформированы речевые навыки детей, тем больше у них возможностей для интересного взаимодействия. Для практического познания языка и мира в их взаимосвязи, я использовала игру «Кольца Лул л ия».
Иными словами, по схеме французского монаха Раймонда Луллия, жившего в ХШв, сделала компьютер, только слов. Это логическая машина в виде бумажных кругов. Имеются варианты колей для игр: по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи, обучению грамоте, на развитие творческого воображения подбираются кольца на обсуждение вопросов, различных ситуаций. В одном из окошек устанавливаются картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца.
Комбинации. Например:
Лиса- в море

  1. в болоте
  2. в деревне
  3. в городе.

Можно использовать для обсуждения вопросы «почему птица не может жить в данной местности?» (например: попугай, аист и т.п.)
В игре раскрывается еще одна важная проблема - умение ребенка вести диалог с партнерами. Дошкольный период детства благоприятен для формирования у ребенка основ коллективных качеств, а также гуманного отношения к другим людям.
Данная задача решалась с помощью инсценировок, разыгрываются всевозможные системы: продавец Филя, покупатели Красная шапочка и Незнайка. Каждый персонаж ведет себя соответственно своим характеристикам. Незнайка забывает говорить вежливые слова, Красная шапочка - вежливый, приветливый покупатель, а Филя -примерный продавец.

Чем лучше ребенок владеет умением вести диалог, тем интереснее ведет свою роль, тем привлекательнее он для партнеров подобным образом инсценировали диалоги, наиболее распространенные в играх детей: врач-пациент; парикмахер -клиент; мама-дочка; шофер -пассажир.
Разыгрывались сценки - упражнения с телефоном: вызов врача на дом, разговор мамы с дочкой, разговор с незнакомым человеком ...
и.т.д.
С помощью кукольного театра разыгрывались мини - спектакли, содержанием которых являются ситуации, требующие обсуждения и принятия решения. Например : нежелание персонажа уступить машинку, куклу и т.п., нежелание уступать роль продавца, поделиться чем-либо...
На данном этапе игровой деятельности речевое общение достигает высокого уровня - в неситуативно- личностной формы. Эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечивается не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего использованием невербальных средств - взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: и речевые, и невербальные.
Невербальные формы общения закреплялись в начале каждого занятия (в виде улыбки, пожатия руки), в играх «Телефон эмоций», «Изобрази доброго мальчика», «Злого» и т.п.
Для развития творческого общения со сверстниками важное значение имеют театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Начиная со среднего дошкольного возраста, использовала в своей работе театрализованную игру. Главным было - личностно ориентированный подход к ребенку при подготовке спектакля, инсценировки. Уделяется большое внимание выразительности речи и движения детей. Отрабатывается дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях, в повседневной жизни и сюжетно- ролевых играх.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети использовали в самостоятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги, использую куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяли налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных, самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.
При тесном общении родителей и детей были показаны театрализованные игры и инсценировки: по мотивам С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Репка», «У зайки день рождения»( на празднике «Осенины - именины») «Зимняя сказка в лесу» («Новогодняя сказка» «Портфель» на выпускном бале). На празднике «25-летию сада» представление стало праздничным общением друг с другом, с окружающими людьми.
Сюжетная основа, знание литературного текста помогают объединять совместные усилия, устанавливать взаимоотношения, симулировать самостоятельность, развивать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, развивает творческие способности, формирует опыт творческие способности, формирует опыт нравственного поведения.
Данной цели направлены и народные подвижные игры, которые строятся как игра - драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были - не скажем, а что делали- покажем», «Садовник» и др.

- 5.Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

При развитии межличностных отношений на формирование личности ребенка оказывают влияние нежелательные черты характера и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к самому себе, уточнение знаний о причинах, природе, развитие отношений.
Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, и т.п.) соблюдать общий темп, ритм движений.
Например:     народная игра «Садовник» дети последовательно
обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели кроме...... это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии выбрать желаемого партнера, установить контакт.
В игре «Разведчики» играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре, запомнить детали, особенности внешнего вида, с тем, чтобы определить, что изменилось во внешнем облике героя.
Эти игры создают основу совместных, радостных переживаний, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, умение свои желания подстраивать под требования правил в игре, считаться с мнением сверстников.
Для коррекции поведения дошкольников, я использовала стенд «Мое настроение утром и вечером». В группе находится стенд, где имеется фотография каждого ребенка, а под фото - место для карточки с эмоцией, соответствующей в данное время.
Вначале была проведена соответственная работа в форме занятий и упражнений:
-беседы о различных эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, страх, обида, вина, досада, удовольствие, удивление).
-упражнения - этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций.
-чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонаэ/сей сказок.
-составление рассказов на заданную тему, отраэюающих эмоциональные переживания ребенка.
Далее работа была направлена на обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, отражающихся на поведении ребенка в общении со сверстниками и другими людьми.
Данная работа проводилась в течении 2-х лет. На втором году воспитания дети в основном управляли своим поведением, считались с мнением коллектива, окружающих, излагали свое мнение, оценку конкретной ситуации.
Вначале все происходило в форме игры, а далее (со временем) ребенок уже осознанно подходил к игре. И очень скоро она перешла из разряда игр в разряд ежедневных ритуалов, проведение которых стало совершенно необходимым для успешного течения жизни в группе.
11 -6. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
( за основу была взята «Методика обследования развития речи дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной).
Обследование речи необходимо для осуществления личностно - ориентированного подхода к детям.
Правильно организовать и спланировать свою работу воспитатель может лишь в том случае, если хорошо знает состояние речевого развития каждого ребенка в группе.
Обследование дает возможность:

  1. контролировать усвоение детьми речевого материала и на основе полученных данных составлять индивидуальные коррещионные программы занятий с детьми;
  2. уточнять эффективность используемых методов и приемов;
  3. подбирать новые формы организации занятий, целенаправленно включать в та разнообразные дидактические игры и упражнения;
  4. своевременно корректировать работу, дополнять и изменять план работы.

Педагогическое обследование помогает созданию дружного сообщества «детский сад - семья». Так как родителей всегда волнует объективная оценка способностей их ребенка. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы. Обследование речи каждого дошкольника проводилась в конце учебного года в течение четырех лет, начиная со II младшей группы и до выпуска в школу.
Задания давались в интересной, интонационно - выразительной форме. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использовалась наглядность.
Для старших дошкольников задания предлагались без наглядных средств, но на знакомых словах.
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условии количественных оценок за высказывания

 разной полноты и правильности оценки помогают выявить уровни речевого развития:

  1. I (высокий)
  2. II (хороший)
  3. III (средний и ниже среднего)

Темпы овладения родной речью и разных детей различны, потому понятие «норма» довольно растяжимо.
Главная задача - помощь ребенку достигнуть средне статических показателей, т.е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход, контроль за развитием каждого ребенка и своевременную ему помощь:
Какими данными после обработки результатов диагностики мы владеем?
Умение и навыки ребенка выявляются в речевых задачах:

  1. словарь
  2. грамматика
  3. фонетика
  4. связная речь


Итоги диагностики показали рост речевого уровня в % соотношении:

 

                Уровни

      Количество дошкольников

    2009-2010

     2010-2011

2011-2012

1

Высокий

       4

        5

     7

2

Хороший

      11

       11

    11

3

Средний

       6

        5

     3

Заметен рост высокого уровня с 24% до 33%, хорошего уровня с 48% до 53% и снижение среднего уровня с 28% до 14%.
Итак, чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше развита способность дошкольника в общении, в освоении окружающего мира и выражении собственных чувств, побуждений, мыслей в словесной форме.

Заключение.

Для полноценного формирования личности ребенка дошкольного возраста большое значение имеет воспитание речевого общения. Можно сказать, что оно является школой социальных отношений. В общении обогащаются образы себя и других людей, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка - только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения.
Опыт работы по развитию общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения, но необходимо помнить слова воспитателя и педагога Сухомлинского: «Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Таким образом, полноценное овладение родным языком, воспитание речевого общения рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка -дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Библиография.

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевые общения детей «Мозайка - синтез» 1999г.
  2. Блинова Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка.
  3. Венгер Л. А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста 1998 г.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б., Шпаргалка для взрослых. 2000г.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования развития речи дошкольников. 1997г.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников. Сфера. 2003г.
  7. «Дошкольное воспитание» журналы 2003г- N5, N3; 2005г-N2,N3,N4,N10,N11; 2006г. - N1;N8.
  8. «Ребенок в детском саду» журналы: 2001г -N1,N4; 2002г - N2,N3; 2003г -N2; 2006г - N1,N2,N5.
   
  Rambler's Top100