logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Использование метода штриховки для развития творческих и речевых способностей детей.

Младший и старший дошкольный возраст.

Автор: Доронина Светлана Эдуардовна, воспитатель МДОУ N25 «Мишутка», г.Ковдор.

Скачать работу полностью, с приложениями.

Введение
Так уж сложилось, что искусство (живопись, графика, скульптура) называется «изобразительным» и область художественного творчества в педагогических программах для детей также называется «изобразительной» деятельностью. Почти во всех программах для детских садов занятия рисованием и лепкой начинаются как минимум с двухлетнего возраста. И только родители-энтузиасты допускают своих годовалых, а то и шестимесячных малышей к художественной деятельности.
В сегодняшнем обществе отношение к общему развитию детей и, главное, к их возможностям изменилось. Уже не нужно никому доказывать, что с ребенком нужно активно разговаривать и заниматься задолго до того, как он сможет выговорить свои первые слова и начнет самостоятельно передвигаться. Многими учеными представлены исследования, в которых подтверждается, что музыкальное развитие ребенка лучше начинать в утробе матери. И если в раннем возрасте создаются условия и предпосылки для общего развития ребенка, то для того, чтобы заняться его художественным развитием, не нужно ждать, когда в младшей группе детского сада малышу впервые дадут кисточку и краски. Есть множество полезных (и, главное, доступных ребенку) способов раннего художественного развития.
Основным «художественным» занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует — значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.
Художественная деятельность неотделима от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. И пусть кому-то эта деятельность покажется очень примитивной, но это и очень полезное занятие для будущего художника. Ведь, создавая художественный образ по собственному замыслу, творцу приходится претворять его в материале, а это возможно, только если материал поддается, если автору хорошо известны его возможности. Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению.
Кроме того, совместное художественное игро-творчество — это еще один способ общения взрослого с ребенком. И главное в этой деятельности — не обучение приемам рисования, а научение новым способам игровой деятельности и развитие эмоционального мира малыша. Процесс сочувствования, совместного эстетического переживания в играх заполнит эмоциональный резервуар малыша и сделает взаимоотношения с ребенком более значимыми и в дальнейшей жизни.
Совместное творчество непременно скажется не только на креативном развитии ребенка, но и снимет отрицательные эмоции, окажет благоприятное воздействие на психическое самочувствие взрослых людей, их эстетические взгляды.
В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо и для успешного обучения в школе.
Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсо-моторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.
В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов согласны во мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С.Выготский даже назвал детское рисование графической речью.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисованием не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.
Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания вдетях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Разумеется изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.
Чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло ребенку изображать окружающий мир во всем его многообразии, следует подходить к вопросу формирования техники рисования в более широком плане.
Иногда высказывается мнение, что в детском саду должно преобладать рисование красками, так как это более легкий для детей материал, ярче и красочнее карандаша, и рисунки, выполненные краской, больше радуют детей. Основываясь на этом, карандаш, практически, отсутствует в рисунках детей.
Художники-педагоги подчеркивали необходимость овладения карандашным рисунком, особенно в ученические годы. А значит среди различных видов изобразительного искусства живое и тонкое графическое искусство, ив частности рисунок, позволяющий быстро откликаться на любое событие современности, занимает важное место.
Типичных рисовальщиков мы часто видим и среди детей дошкольного возраста.
Рисунок выполняет и другую роль, которая также определяет необходимость овладения карандашом. Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных  искусств.
В этом смысле карандаш нужен не только представителям изобразительного искусства: он необходим ученику для создания учебного рисунка по многим школьным предметам.
Учитывая последующую графическую деятельность ребенка в школе – рисование, письмо, черчение, необходимо уделить внимание отработке карандашной техники.

Теоретическая база
Из опыта работы с дошкольниками знаем какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений. В частности при обучении детей письму.
Поэтому развитие мелкой моторики является необходимой частью детей  дошкольного воспитания.
Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой.
Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Вот сколько всего может случиться, если начать… с пальчика!
Уникальность и мудрость опыта наших предков передавалась из одного поколения в другое народные потешки:
«сорока - белобока»,
«мальчик – пальчик»,
«ладушки – ладушки» и т.д.
«Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» - утверждают ученые.
«Систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга» - по мнению М.М. Кольцовой.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?
Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко.
О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом».
Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки.
Происходит то, что писал А. М. Горький:
«… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки.
В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепиться неправилый навык, могут угаснуть потенциальные способности.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
В младшем и среднем возрасте работа сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами, что создает основу для овладения в старшем возрасте пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Работа по развитию руки и подготовки ее к письму трудоемкий.
Ребенок растет, ему все интересно в этом мире, заняться развитием детской руки можно легко и незаметно.
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчеств, воображения, любознательности.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Под влиянием кинезиологических тренировок в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Элементы игр можно использовать на физкультурных, музыкальных занятиях, гимнастике и т.д.
Гимнастика – наилучший способ координации движений рук.
Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: самообслуживание, лепка, аппликация, ручной труд, работа с бумагой, ( оригами), игры с конструктором, пазлами, мозаикой и т.д.
В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования. Рисуя, дети тренируют свою руку для письма. Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Ребенок передает на бумаге то, что обычным способом сделать трудно. «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет штриховка. Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами).
На занятиях по декоративному рисованию надо обращать внимание на качество выполнения узоров, красоту. Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.
У дошкольника должны быть разные материалы для работы, тогда будут задействованы разные мышцы руки: карандаш в основном напрягает кисть, а мелок требует работы «от плеча».
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
К порогу учения подводит игра. Для каждой игры обозначен возраст, но он относителен, потому что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. В играх дети приобретают навыки необходимые в школе – внимание, наблюдательность, аккуратность, целеустремленность.
При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы.
На занятиях создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.

Игры и упражнения по моторике
Работами А.р. Лурия и его школы доказано, что каждая область коры головного мозга выполняет определенную функцию, большой участок двигательной области представляет интересы руки, пальцев рук.
Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). Формирование тонких дифференцированное движение пальцев рук происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Предметно – манипуляторные движения осваиваются ребенком через получение практического опыта в процессе его общения со взрослым
(В.П. Дудьев).
Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление «мышление в действии» (И.Павлов, И.М. Сеченов).
Следовательно, со всей остротой встает вопрос раннего развития мелкой моторики руки ребенка.
Научной  является уровневая теория организации движений, описанная известным физиологом Н. А. Бренштейном в его очерках по физиологии движений и физиологии активности.

Адресная направленность
Пользоваться могут воспитатели в их нелегкой работе по подбору интересного практического материала, родители, а также он может быть использован в коррекционной работе с детьми. Это поможет обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
В этом есть новизна работы
Существуют различные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки  считаются целесообразным следующие разделы
1. Игры и упражнения на статическую координацию рук
2. Игры и упражнения на динамическую координацию рук.
3. Игры и упражнения на познавательную функцию руки.
5. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве.
5. Игры и упражнения с предметами.
Эффективность предлагаемых игр и упражнений подтверждена практикой, так как они являются одной из форм практической деятельности ребенка, направлены на познание окружающего мира и развитие тонкой моторики.
Для развития межполушарного пространства необходимо выделить и кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).
Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Дети постарше могут делать самомассаж, таким образом восстанавливается работоспособность утомленной мышцы.
У детей должно сложиться представление и о расслаблении мышц руки.
Гимнастика- прекрасный способ совершенствования моторики.
Речедвигательная гимнастика- решает сразу несколько задач и очень нравиться детям.
Таким образом, правильный подбор дидактических игр и упражнений имеет важное значение для реализации намеченных целей , задач , обучения и воспитания, а также подготовки руки к письму, что определяет школьную готовность дошкольника.
Творческая мастерская. Учимся играя?.
Дополнительные образовательные услуги в ДОУ определяются в соответствии:
- с образовательной программой;
- с учетом потребностей семьи;
- рекомендацией медико- психолого-педагогической службы;
- с учетом индивидуальных склонностей и психофизических возможностей детей.
Поэтому для более комплексного воздействия на развитие руки ребенка организована кружковая работа, которая включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
1. Развитие ручной умелости, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений

Развивающие игры.
Движения руки развиваются и совершенствуются постепенно, в результате многократных упражнений, которые могут повторяясь, тем не менее надоесть ребенку
Надо быть терпеливым и вносить как можно больше фантазии и разнообразия в занятия.
Чаще хвалите детей. Это придает ребенку уверенность в своих силах.
Таким образом, развитие детской руки и подготовка ее к письму идет через систему упражнений и игр.
В игре дети с удовольствием делают то ,что для них полезно. Ребенок может обрести ценные качества только в своем опыте. Поэтому, если взрослые хотят помочь детям в их развитии, им нужно с ними играть. Чтобы дошкольник играл с интересом, радостью, старанием, для работы разработано немало занимательных игр: ?Фигурки из палочек?,
«Доставай карандаши, к нам на помощь поспеши»,
«Поиграй с шариком»,
«Поиграй с капелькой»,
«В мире графических фантазий»,
«Рисую и шагаю»,
«Рисование интересных картинок»,
 «Поработай рукой»,
«Разноцветные дорожки».
Ребенок, покидающий стены детского сада, должен быть психологически подготовлен к обучению в школе: необходимо формировать у него желание учиться, научить принимать учебную задачу и действовать по заданному правилу, слушать и последовательно выполнять указания учителя.
Таким образом, формирование и совершенствование  моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Диагностика
Современные методы диагностики позволяют выявлять не совершенность развития руки и своевременно обеспечить необходимую помощь ребенку.
Исследование включает наблюдение за детьми во время проведения диагностических упражнений. Недоразвитие мелкой моторики руки отражается на владении навыками трудовой деятельности. Эти дети с трудом умеют шнуровать ботинки, завязывать бант, застегивать пуговицы на одежде, испытывают неуверенность при работе с ножницами, неправильно держат карандаш в руке и плохо регулируют нажим на него.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.
Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координированны. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).
Отмеченные трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности.
Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, развитию речевых и творческих навыков способствуют овладению навыками учебной деятельности.

Литература
1.   Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада - 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1986.
2.   Буре Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. - М., 1987.
3.   Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. - М., 1976.
4.   Дзюба В.Д., Грачева Н.М., Бабичене Д.К. и др. Мастера дошкольного воспитания: Из опыта работы детских садов, отмечен медалями ВДНХ - М., 1989.
5.   Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969.
6.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, - М., 2000.
7.   Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.
8.   Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». - М., 1970.
9.   Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1985.
10.  Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. - М., 1969.
11.  Маркова Е. - воспитатель яслей - сада N 64. Помогите детям увидеть мир многоцветным! Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработка правильного нажима. II Дошкольное воспитание - N 12. 1996.
12.  Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.
13.  Педагогический поиск I Сост. Баженова И.Н. - М., 1989.
14.  Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. - М., 1978.
15.  Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - М., 1994.
16.  Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. - М. 1982.
17.  Тонкова Р.В - Ямпольская, Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: (От рождения до 7 лет). - М., 1987.
18.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1996.
19.  Художественное воспитание в детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинграда. / Ред. Данилова Е.А.. - М., 1959.
20.  Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 1998 г.
21.  Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.
22.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000.
23.  Голубина Т.С. “Чему научит клеточка” 2005 Москва . Мозаика - Синтез
24.  Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
25.  Нефедова Е.А., Уварова О.В. “Готовимся к школе”
26.  Роговин “Хочу сделать сам” М., Педагогика 1984
27.  Савина Л.II. “Пальчиковая гимнастика для развития дошкольника”
28.  Цвынтарный В.В. “Играем пальчиками и развиваем речь”
Журналы:
29. Варенцова Н.C. “Первые шаги в грамоте” Д В 1993 N12
30. Карельская Е. “Веселые прописи” Д/в 2000 - N2,4
31. Федосова Н.А. “Читаю и пишу: от рисунка к букве” начальная школа 1987 г. N4

Скачать работу полностью, с приложениями.

   
  Rambler's Top100