logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Знакомство  с родным краем»

Автор: Шагиахметова Наиля Накиповна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное  учреждение «Силикатный детский сад «Малыш»

Широка страна наша. Леса и долины, степи и горы, пустыня и тундра – самые неожиданные и непохожие друг на друга ландшафты открывает она перед взором. Родные просторы русского, якута, марийца…
Калмык считает себя «другом степей», удмурты называют свою республику «родниковым краем». А марийцу любо лесное приволье, и называет он свою республику- Марий Эл. Марий Эл – это наша родина.
Как говорил один из поэтов, на карте Родины он «меньше, чем кленовый лист, но как цветок прекрасен и юн». Наш край богат красивыми лесами, чистейшими реками и озерами.
В глубину веков уходит история марийского народа. Извилиста и трудна была дорога его. Но марийцы – народ сильный. Они отстояли свою честь и право на дальнейшее процветание своего народа.
Мы гордимся своей республикой, своим родным краем, в котором родились и живем. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
         В наш детский сад ходят дети разных национальностей: марийцы, русские, чуваши, татары. Воспитать патриотами – одна из задач « Программы воспитания в детском саду» .
Действительно, любить  свою Родину, свой народ невозможно без знания своего языка , обычаев, обрядов, культуры  своей нации.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста я отметила, что дети недостаточно хорошо знают о своей республике, о своем поселке .А как же воспитать у детей любовь к Родине, гордость за свой край, если не знакомить их  с культурой народа мари, его обычаями?
С этой  целью я разработала и провела  серию занятий, консультацией, бесед, которые помогут  изучить  родной  край.
Свою  работу я  начала с серии занятий на которых знакомила детей с нашей республикой. Рассматривая иллюстрации природы республики Марий Эл старалась показать красоту и неповторимость рек, озер. живописных уголков. Рассказала детям, что главным богатством является  лес.  Дети  очень охотно включились в дискуссию « Для  чего нужен лес? », сколько необходимых для жизни  людей вещей изготовлено из леса и как важно беречь его от загрязнений и пожаров.
Познакомила детей с районами РМЭ, символикой, главными озерами и реками. Итогом всей работы  явилось проведение КВН « Знаешь  ли ты свой край » на  котором дети демонстрировали свои знания. Активное участие в этом мероприятии принимали родители, помогая детям справиться с наиболее трудными  вопросами и заданиями. Во время музыкальных пауз дети играли в марийские народные игры, водили хороводы.

Знакомство  с родным городом, поселком я провела с помощью игры-путешествия  « Поездка в общественном транспорте по городу», « Прогулка по поселку» на которых дети познакомились с достопримечательностями.
Отличительной особенностью жизни и быта  марийцев с давних пор была связь с природой, умение ее беречь, любоваться ею. Об этом мы говорим с ребятами и всегда приходили к выводу, что надо учиться у наших предков. Украшая свой быт, они использовали в орнаментах своих вышивок, в качестве мотивы живого и растительного  мира.
О Женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно
Писать вы научились так недавно,
А вышивать умели так давно.
                            В.Колумб
Марийский орнамент – это  своеобразная древняя азбука. Как по буквам по нему  можно узнать о жизни людей, об  охоте, о разведении домашних птиц  и животных. Знакомя детей с национальной вышивкой  я обращаю внимание на тончайший , почти коврового покрытия орнамент, состоящий из сложного переплетения: розеток, полосок,, квадратов, ромбов, полосок на  изысканную цветовую гамму: черный цвет и различные оттенки красного, яркие квадраты и полоски желтого и зеленого цветов. Дети рассматривали и старинную марийскую одежду ( шовыр, тувыр, шымакш и др.)и современную одежду ( полотенца, салфетки,)В старшей и подготовительной группе учила детей рисовать марийский орнамент и изображать его в аппликации. На первых занятиях детям предлагала простой образец, состоящий из  пересекающихся ломанных линий и елочек. В дальнейшем  форму орнамента усложняю, учу разнообразить сочетание цветов, обращаю внимание на симметричное расположение узора. Постепенно  навыки детей совершенствовались и они стали ( в подготовительной группе)  украшать орнаментом фартуки, полотенца, рубашки. Во 2 половине дня  проводила дидактическую игру  « Укрась наряд», «Выложи узор».
Провела  ряд бесед о марийском национальном костюме, быте марийцев:
- Где  брали марийцы одежду? Как они делали ее? Из чего?
- На каких животных охотились? Какую  рыбу  ловили?
- Где на одежде мари расположена вышивка? Какие основные цвета вышивки?

- На каких  предметах быта она была?
Познакомила  детей с женскими  украшениями, головными уборами, отметив их стремление к красоте проявленные в этой работе. Пришли к  выводу, что часто свадебные
украшения марийцев  женщины  создавали  много лет, и они  говорили о зажиточности семьи, дающей такое приданное.В беседе о посуде в марийском доме отметили, что она у марийцев  была и есть деревянная, глиняная. А позднее стеклянная.
         Фольклор донес в художественных образах истории жизни народа, его значение, его обычаи, его моральные и духовные ценности.
         Знакомя детей с устным народным  творчеством, я  опиралась на знания детьми русских , украинских и белорусских сказок.
         У всех народов любимым фольклорным героем был народный заступник, прекрасный воин, сильный физически и красив  духовно. Он был защитой  и надеждой слабого и обиженного, впитывая почитаемые в народе черты. Былинные  богатыри марийских  легенд, как и  русский Илья Муромец, были  сильными и добрыми, справедливыми, трудолюбивыми и честными, любящими сыновьями, верными защитниками обездоленных.
 Богатыри  Онар, Чоткар, Акпатыр – это образы подражания ребят. Читая сказки, былины, стремясь глубже понять смысл марийского фольклора, я не только развивала способности детей  анализировать прочитанное, но и прежде всего, обращала внимание  на душевное богатство , доброту народа, высокие нравственные качества его любимых героев. Сказки более приближены к повседневной жизни  народа и его быту.
         Все сказки у марийцев  связаны с природой, так как марийцы издавна живут в лесном краю. Детей я  знакомила со всеми разновидностями сказок: сказки о животных, волшебными,  бытовыми, мифологическими. Нашим детям  больше нравятся сказки о животных, когда высмеивают  глупость животных. В сказке много выдумки, но выдумка эта особенная: «Сказка ложь – да в ней намек! Добрым молодцам – урок!- писал А.С.Пушкин. Познавательный и воспитательный принцип сказки я широко использую в процессе развития  высоких моральных качеств личности ребенка, его любви к родине, родному краю.
Богатым и развивающимся жанром детского фольклора являются считалки. Считалками  принято называть короткие рифмовочные  стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. С раннего детства и до вступления в юность  считалка является любимым  произведением ребенка. Соревнование в  чтении считалок

заставляет детей разучить больше стихотворений  и тем самым развивать память,  обучаться детскому артистизму.
Таким  образом:
« Народ в наиболее чистом виде
          всегда представляют дети.
         Когда национальное умирает в детях,
         то это означает начало смерти нации»
                                                        Г.Н.Волков

   
  Rambler's Top100