logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

"Первые шаги к грамоте"

Автор: Волкова Мария Александровна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N5 "Березка".Нижегородская область, г. Сергач.

Педагоги и родители часто задаются вопросом, нужно ли учить ребенка читать до его поступления  в школу. Конечно можно. И лучше это делать грамотно. Но прежде, чем приступить к обучению, надо подготовить ребенка.
Необходимо познакомить  детей со звуковой стороной речи. Необходимо отработать умение выделять в слове определенные звуки, устанавливать порядок следования друг за другом, различать гласные и согласные звуки, а среди согласных -твердые и мягкие. Находить сходство и различие в звучании разных слов. Цель этой работы- чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слов.
Детям четырех-пяти лет свойственно играть звуками, словами -перебирать звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать стоит  с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть. Труднее выделять согласные звуки. Правда некоторые из них, тоже поддаются длительному произнесению (ш. ж, р, з, с). Лучше начать  учить ребенка выделению согласных именно с них. Нужно произнести слово слитно, протянув согласный звук: "мммак", "жжжук" ит.д. Другие согласные звуки долго тянуть нельзя. Чтобы ребенок начал выделять такие звуки в словах, необходимо произносить их громко и отчетливо: "Дом", "Кот". Такое выделение на фоне  слитного произнесения называется интонационным.
Взрослые и сами должны научиться интонационно выделять звук, чтобы учить этому ребенка. Ребенку надо научиться управлять своей артикуляцией, что порой не каждому и не всегда удается.
Дети учатся интонационно выделять  звуки в слове, когда с ними разучивают потешки, скороговорки, стихотворения, действуют с игрушками , предметными картинками. Например, при разучивании стишка:
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Когда ребенок запомнил слова, ему можно предложить послушать, как по-другому прочесть его, интонационно выделяя звук "с".Затем спрашиваете, как читалось стихотворение. Какой звук чаще других повторялся. после этого, попросите ребенка прочесть так же, помогите ему.Затем можно вспомнить слова, в которых встречается звук "с", просите среди окружающих предметов найти те, в названии которых, есть звук "с".Чтобы заинтересовать ребенка, сами называйте слова с заданным звуком, вовлекайте других детей. Кто больше назовет слов? Это стимулирует детей, побуждает к активности в игре.
Самое главное правило: необходимо учить  выделять звуки в словах так, как они слышатся на фоне слитного произнесения всего  слова. Так, в слове рррак- первый звук звучит твердо (р), а в слове рьрьрьепка- звучит мягко (рь).Произнося согласные звуки, не подменяйте их названиями букв. При произнесении звука  слово не разрываем,  а произносим целиком. Звук не отрывается от всего слова, а только выделяется интонационно.
Работа с предметными картинками( где изображены различные предметы, игрушки, животные) позволяют выделять  отдельные звуки в словах, сравнивать пары звуков по их звучанию: Р-РЬ,Л-ЛЬ, С-СЬ. Например, песенка большого мотора-р, а маленького-рь. При этом, чтобы различать звуки, можно предложить такие понятия, как "старший " братец (р,л, м,н ит.д) и "младший" братец (рь, ль, мь,нь).

Предложить игровую ситуацию. Например, пойти в магазин и купить вкусные продукты со звуками "к" и "кь". Потом посчитать. кто больше набрал продуктов.
Переключение ребенка  с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, это и есть первый шаг к грамоте. Дальше необходимо научить устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предупреждает в будущем пропуски слов на письме. Традиционной ошибкой  начинающих писать является "съедание " гласных после согласных или согласных при стечении: дрга( вместо дорога). Для анализа слов можно использовать картинки -схемы( изображение предмета разбирается по звукам).Необходимо научить ребенка вести карандашом под клеточками схемы в таком же темпе и ритме, как говорите, произносите разбираемое слово. Начинается работа с трехзвуковых слов (мак, дом. дым и т.д). С помощью педагога. дети устанавливают порядок звуков в слове. Обычно дети допускают  два типа ошибок, если движение карандаша не совпадает с  произнесением слова. выделяя звук в слове, ребенок не задерживая карандаш под  нужной клеточкой, быстро продвигается дальше, но продолжает произносить тот звук, который выделял. Нужно помочь ребенку согласовывать движения  карандаша и  и произнесение слова. В каждом домике  живет один звук.
Следующий шаг в работе - познакомить с гласными и согласными, твердыми и мягкими звуками. научить различать их .Переходить к этому этапу лучше, когда дети научатся разбирать трехсложные слова. Дети узнают "секрет" гласных звуков- их можно громко спеть, протянуть, крикнуть. Дайте детям самим отгадать "волшебные" звуки в словах мак, дом, кит и т.д. Объясните, что эти звуки произносятся с голосом и называются гласными.Когда дети научатся определять гласные звуки, можно задавать им "провакационные" вопросы, требующие, чтобы они отстаивали свое мнение. Например, в слове "шар"  гласный звук "ш".Дети должны доказать, что гласный звук-а. О согласных звуках дети узнают после того, как познакомятся с гласными и разберут четырехзвуковые слова. Правильнее знакомить с твердыми и мягкими согласными сопоставляя пары звуков (м-мь, л-ль).Детям предлагаются слова для анализа лиса и луна. Нужно внимательно следить за  за правильным употреблением терминов: твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Затем можно переходить к  пятизвуковым словам. Когда дети научатся  анализировать слова, отсутствие картинки не создает трудностей .Так постепенно дети приобретают ориентировку к звуковой  стороне речи. Делается это с помощью  игровых  моментов.
Игры "Построй слово", "Гласный звук отзовись","первый согласный покружись" и т.д.
Возможны ошибки. Например, ребенок подбирает слово со звуком "ш" и говорит "нож". Ребенок прав- в русском языке написание слов расходится с произношением, и слово "нож" произносится со звуком "ш" в конце.Дети ориентируются  в звуковой стороне речи и не знают закономерностей языковой системы.

   
  Rambler's Top100