logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Здоровьесберегающие технологии в музыкально-творческой деятельности детей ДОУ.

ФотоАвтор: Зубаирова Ильвира Галеевна, музыкальный руководитель I категории, МБДОУ детский сад «Солнышко» с.Зирган муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей с самого рождения. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
       На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей, укрепляя и оберегая здоровье ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
      Я - музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского  сада «Солнышко» села Зирган Мелеузовского района Зубаирова Ильвира Галеевна, стаж моей педагогической работы 32 года, из них музыкальным руководителем я работаю 16лет. Дошкольное детство- очень маленькая и важная часть жизни детей. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые....! Я стараюсь помочь КАЖДОМУ ребенку самореализоваться, дать ощутить его, пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.. в процессе работы с детьми я направляю их знания по бережному воспитанию своего здоровья.   Если громко кричать – приведет к болезни голосовых связок, если есть холодное – приведет к заболеванию горлышка. Правильная осанка – залог вашего красивого образа, походки. Работая в этом направлении, в своей работе использую  здоровьесберегающие технологии:
- дыхательную  гимнастику по методике  А.Н.Стрельниковой;  пальчиковую гимнастику;
артикуляционную гимнастику; логопедические упражнения; логоритмические упражнения, ритмические упражнения.
     Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой).
     Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Хороших результатов добиваемся  при совместной работе с воспитателями. Я сочетаю музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
      Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов  логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
       Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики).
       Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук является стимулом развития  центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи детей. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомая дошкольникам- «Рукавичка»,»Теремок»,»Колобок» и др.. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Я составила  и использую в своей работе комплекс пальчиковых игр по разным возрастным группам. Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей,
совершенствует внимание и память, формирует ассоциативно-образное мышление, облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды, инсценировки, музыкотерапию,   Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений,  в воспитании эмоций,  высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети учатся управлять своими эмоциями, овладевают азбукой их выражения.  Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.  Данные упражнения на своих занятиях я использую  в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад ( в зависимости от их настроения), в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились и в процессе игр – драматизаций, чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
      Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Как разминку перед пением  использую пальчиковые, артикуляционные  и дыхательные гимнастики.  Пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют  отдохнуть детям в течение  малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают  детям  отвлечь свое внимание от основного вида деятельности.
      Ритмопластика.  Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.Новое время, новые требования  дают возможность  использовать в своей работе современные новые технологии,  творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности. Моя работа в этом направлении  помогает детям  любить музыку, жить в музыке, быть веселыми, радостными и здоровыми.Работа в этом направлении дала положительные результаты, дети с большим желанием участвуют  во всех видах музыкальной деятельности.
Изучая и работая в этом направлении,  я поставила перед собой следующие задачи:
-воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
-развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), через сюжетно-двигательные композиции.
-научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию.
-объединить свое направление в работе с педагогами детского сада и с родителями обогатить соответствующую развивающую среду  для  работы по теме.
      В конце каждого квартала провожу  итоговые, а также доминантные мероприятия .
Эти мероприятия помогают мне выявить   уровень знаний и умений  детей  в тех или иных видах музыкальной деятельности. Это помогает мне закрепить знания материала, использованные в течение учебного года. На уровне района, с коллегами в детском саду я делюсь опытом своей работы, провожу   консультации для воспитателей,  готовлю информационные стенды для родителей и т.д.
      Таким образом, правильное внедрение здоровьесберегающих технологий в культурно-досуговую  деятельность детей, помогает раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка, сохраняя при этом его здоровье, физическую выносливость, активность.
      На базе нашего детского сада прошло заседание методического объединения воспитателей по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Совместно с педагогами, родителями и детьми мы провели музыкально-спортивный досуг - «Наши папы удальцы и мы тоже молодцы!»

   
  Rambler's Top100