logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Технологии развития творческой активности детей через музыкально – игровую деятельность.

Автор: Нурыева Инна Николаевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад  компенсирующего вида N 24 «Космос» Тюменской обл. г. Сургут.

Игра содействует развитию воображения, фантазии, речи – необходимые для детского творчества».

Фридрих Фребель

Одним из основных требований в системе дошкольного образования на данном этапе является воспитание творческой личности ребёнка.
Под педагогической технологией понимается совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств т.е. воздействие на ребенка.
Время информационных технологий требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете – самореализации человека.
Дошкольное детство – самый благоприятный момент для развития творчества. Для этого необходимо активизировать ребенка, его взаимодействие с окружающим миром, познакомить  его с различными способами деятельности и стимулировать индивидуальный выбор.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
Необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. 
Для того чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. (Игры на развития внимания и творческого воображения).
Современные технологии музыкального развития детей должны использовать методы, имеющие многофункциональный характер, обеспечивать формирование музыкального мышления, активного музыкального восприятия, позволяющего глубже и более осознанно проникать в сущность музыкальных явлений, давать возможность ребенку активно, творчески проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.
Основной вид деятельности дошкольника – это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребенка.
В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: воображение и фантазия, коммуникативные способности, умении думать,  в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, самостоятельности, потребности быть «как взрослый».
В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними, они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В содержание музыкально – игровое творчество входит: : это сочинение песен, музыкальных пьес, произведений для инструментов детского оркестра, танцевальной музыки, а применительно к ритмике – составление вариантов музыкально-ритмических упражнений и игр, инсценирование песен, комбинирование танцевальных элементов, и наконец, участие в сочинениях ритмических рисунков и танцев. Дети охотно откликаются на задания творческого характера. Им хочется выразить себя, показать свои творческие и артистические способности.

Рассмотрим основные технологии развития творческой активности детей:
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказочки. Детский фольклор можно применять в различных видах деятельности.
Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.
Музыкально-танцевальное творчество проявляется в сочетании детьми знакомых элементов танца, в импровизации собственных движений, в сочинении простого танца, в этюдах-придумках Дети очень любят фантазировать, важно только дать им толчок, давая всякие задания, нацеливая их на этюды. Через этюды, творческие задания и игру дети проявляют свои способности, сочиняют и импровизируют, если у них есть багаж музыкально-ритмических движений. Поэтому много внимания необходимо уделять  развитию основных движений, упражнений на развитие мышечного чувства, развитию чувства ритма, координации движений. 
Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на музыкальных инструментах являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально – игровой образ, танец.
Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.
Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.
Чтобы поддержать интерес к музыкально – игровой активности детей, применяются пластические этюды, как эмоционально – образное средство, что позволяет ребенку перевоплотиться в  какой – либо образ с эмоционально – окрашенными движениями. Это вызывает у детей радость и удовлетворение. Пластические этюды – это фактически очень маленькие и легкие музыкальные спектакли, развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение детей.
Музыкально- дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально- дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной и игровой форме, помочь разобраться в соотношение звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый, динамический и диатонический слух. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, активизируют речь. Педагогическая ценность музыкально- дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Для полноценного развития музыкально – художественного творчества дошкольников необходимо в первую очередь:
-  накопление впечатлений, опыта детей
- спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях
- импровизации двигательные, речевые, музыкальные
- сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого – либо художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического
В режиме дошкольного учреждения отводится специальное место для музыкально – игрового творчества. Каждый вид деятельности должен планироваться и проводится в определенное время. Руководство деятельностью требует большого педагогического мастерства и знаний,  помогающих понять социальную обусловленность игры и ее воспитательное значение. Воспитатель должен влиять на содержание детских игр: помогать развивать сюжет, обогащать его новыми элементами и тем самым укреплять интерес к игре. Руководя музыкально – игровой деятельностью необходимо помочь детям видоизменять, разнообразить освоенные, известные им игры, обучать новым, показывать игровые приемы, действия, подключаясь к играющим в качестве одного из участников игры.
Успешность музыкально – игровой деятельности зависит оттого, как руководит воспитатель  деятельностью на протяжении определенного времени:
- правильно ли понимает свою роль в руководстве музыкально – игровой деятельностью детей
- достаточно ли использует музыкально – игровую деятельность для всестороннего развития детей
- как учитывает уровень развития музыкально – игровой деятельности
- насколько раскрывают дети в игре те или иные явления
- каковы взаимоотношения детей в музыкально – игровой деятельности
- часто ли обсуждают с детьми прошедшую игру, формирует ли оценочное отношение к выполненной роли.

   
  Rambler's Top100