logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Азбука пожарной безопасности»

Занятие-практикум

Подготовила воспитатель Шолкова Оксана Николаевна, МАДОУ N12 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.

 

Цель: Углубить и систематизировать знания воспитателей по пожарной безопасности
Задачи:

  1. Способствовать процессам самораскрытия, самовыражения личности
  1. Развивать умение вести дискуссию, работать сообща, согласовывать свои действия.
  2. Воспитывать культуру общения, желание способствовать взаимопониманию и сплочению коллектива.

Форма проведения: практикум
Содержание:

  1. Введение

     Внимание! В ходе  городского месячника по пожарной безопасности «Останови огонь -2014»  к нам прибыли с проверкой органы государственного пожарного надзора в лице инспекторов: заведующая ДОУ, заместитель заведующей по АХР, старшая медсестра. Сегодня им предстоит проверить и оценить  ваши знания в области пожарной безопасности.  По итогам проверки будет составлен акт и вручены сертификаты    участникам, усвоившим пожарно-технический минимум.
     У нас уже сформированы две команды,   с помощью загадок определим их название:


С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(пожарные)

Они придут на помощь к нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Пожар  иль наводнение.
Рискуя жизнью,  нас спасут   –
Такой у них опасный труд!
(спасатели)


 Проверка пройдёт в два этапа: отборочный и  финальный. Первый этап - это командный, второй - за личное первенство.
Отборочный этап
1 задание «Разминка» - каждая команда получает ряд вопросов
Команда «Спасатели»

  1. При поступлении на работу воспитатель должен пройти пред­варительный медицинский осмотр и  обязательно …. (инструктаж)
  2. О каждом несчастном случае в учреждении воспитатель после оказания первой довра­чебной помощи пострадавшему должен сообщить  (руководителю учреждения, родителям ребенка и другим лицам)
  3. Видимая зона горения, в которой наблюдаются свечение и излучение тепла (пламя)
  4. На этом  размещают огнетушители, багры, топоры, ведра. Рядом  устанавливается ящик с песком и лопатами (пожарные щиты)
  5. Детское объединение, созданное органами управления образованием и  пожарной охраной в образовательных учреждениях  осуществляющее деятельность (дружина юных пожарных)
  6. Место первоначального возникновения пожара (очаг пожара)

Команда «Пожарные»

  1. Кто несет персональную ответственность за здоро­вье и безопасность детей во время нахождения в ДОУ при  проведении всех режимных моментов (воспитатель)
  2. Сложный физико-химический процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, характеризующийся самоускоряющимся химическим превращением и сопровождающийся выделением большого количества тепла и света называется (горением)
  3. Разрыв различных емкостей и аппаратов (котлов, резервуаров, баллонов и т.п.), происходящие в результате развития газами или парами чрезмерного давления (взрыв)
  4.  Наиболее распространенное огнетушащее вещество для борьбы с загораниями и пожарами, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью (вода)
  5. Устройство, при котором принцип огнетушащего действия хладонов основан на снижении объемного содержания кислорода в газовой среде (огнетушитель)
  6. Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (пожар)

2 задание «Верно - не верно»- команда должна либо подтвердить, либо опровергнуть высказывание, поясняя ответ
Команда «Спасатели»

  1. Профессия пожарных  считается героической. Героев награждают медалями “За отвагу”, “За спасение погибавших”;  орденом Мужества, “За заслуги перед Отечеством” (верно)
  2. Всасывающие  пожарные рукава предназначены для подачи воды или пены к месту пожара. Длина каждого рукава 20 метров. Один рукав легко соединяется с другим - на конце у каж­дого есть специальные гайки. Если соединить много рукавов, получится длинный рукав (не верно - напорные)
  3. Для прекращения горения необходимо выполнить хотя бы одно из условий, например,  прекратить поступление окислителя (кислорода воздуха) (верно)
  4. Чаще всего люди на пожарах гибнут  от огня и высокой температуры, а не  из-за понижения концентрации кислорода в воздухе и отравления токсичными продуктами горения (не верно)
  5. Дым опасен не только содержащимися в нем токсичными веществами, но и снижением видимости (верно)
  6. Детям разрешается пользоваться без вашего надзора огнем (спичками, свечами, бенгальскими огнями, петардами и проч.) (не верно)
  7. При запахе газа нужно прекратить пользоваться газовыми приборами (верно)

Команда «Пожарные»

  1. Основные причины пожаров: неосторожное обращение с огнем; возгорание нагревательных приборов,  телевизоров, электропроводки; неправильное устройство печей, дымоходов;  шалости детей с огнем; неумелое обращение с газовыми приборами (верно)
  2. При возникновении пожара необходимо открыть все форточки и окна с целью доступа кислорода в помещение (не верно)
  3. Телефон пожарной охраны "04"? Во-первых, номер очень про­стой, и его запомнит каждый. Во-вторых, он короткий. Когда пожар, каждая минута дорога. В-третьих, этот номер и в темноте легко на­брать на диске телефона (не верно)
  4. Горение возникает при наличии трех обязательных составляющих: горючего вещества, окислителя и источника зажигания (верно)
  5. Признаки неисправности электропроводки: горячие электрические вилки, звук потрескивания в розетках, запах горящей резины (верно)
  6. Обнаружение места утечки газа из газопроводов, баллонов или газовых приборов производится специалистами только с помощью кисломолочного раствора (не верно)  (мыльного - пены).
  7. Нельзя вешать в непосредственной близости от плиты полотенца, прихватки, занавески; складывать рядом бумажные пакеты и коробки (верно)

3 задание «Пословицы, поговорки» - найдите среди пословиц и поговорок те, которые можно сравнить с правилами пожарной безопасности

Команда «Спасатели»

  1. Без поджога дрова не горят.
  2. Брань не дым - глаза не ест.
  3. Быть в огне и не обжечься.
  4. В огне брода нет.
  5. Где дым, там и копоть.
  6. Голова без ума - что фонарь без свечи.
  7. Горяч почин, да скоро остыл.
  8. Гроза бьет по высокому дереву.
  9. Добро не горит, не тонет.
  10. Догадлив крестьянин - на печи избу поставил.
  11. Дыма без огня не бывает.
  12. Жареному петуху все по вкусу.

Команда «Пожарные»

  1. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  2. К богатому - за мукой, а к бедному - за золой.
  3. Как мотыльки на огонь.
  4. Кому чай да кофей, а нам чад да копоть.
  5. Легко чужими руками жар загребать.
  6. Любви, огня да кашля от людей не утаишь.
  7. Ляжешь подле огня, нехотя обожжешься.
  8. Муж - с огнем, жена - с водою.
  9. На огонь дров не напасешься.
  10. На работу - огонь, а работу хоть в огонь.
  11. На воре шапка горит.
  12. Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла.

4 задание «Что лишнее» - каждый участник выбирает  лишний  ответ на вопрос
Команда «Спасатели»

  1.  Системы противопожарной защиты  (система оповещения, противопожарный водопровод, пожарная собака)
  2. К  легковоспламеняющимися и горючими жидкостями относится  (вода,  ацетон, лак).
  3. Знание и выполнение требований  инструкции  по охране  труда является должностной обязанностью воспитателя, а  её  несоблю­дение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ (дис­циплинарная, моральная, уголовная)  (материальная)
  4. Склонны к самовозгоранию (солома, листья, мука)
  5. Эти  горючее вещество плавятся, растекаясь, что увеличивает очаг горения (резина, металлы, бумага)
  6. Первичные средства пожаротушения – это  (верёвка, огнетушители,  песок)

Команда «Пожарные»

  1. Технические средства защиты  при пожаре (план эвакуации, опасная ситуация, противопожарные щиты)
  2. При работе в ДОУ на воспитателя действуют следующие опасные и вредные факторы  (эмоциональное напряжение,  пожарная опасность, обморожение)
  3. Без пламени горят твердые вещества (мел, графит, кокс)
  4. Для тушения сетей электропровода  и установок, находящихся под напряжением можно использовать  (песок, воду, землю)
  5. Запрещается тушить водой (горящий бензин, древесину, масла)
  6. Переносные огнетушители могут быть (перекладными, ручными, ранцевыми)

5 задание «Огнетушитель» - один из  участников команды должен рассказать о правилах использования огнетушителя,  в случае пожара

Финальный этап
Команда, набравшая больше правильных ответов,  выходит в финальный этап
6 задание «Передай ответ» - каждый участник по очереди должен сказать чего не следует делать при пожаре (выбывает тот, кто не ответил) по 1 баллу за ответ
- переоценивать свои силы и возможности;
- рисковать своей жизнью, спасая имущество;
-     заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

  1. тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
  2. прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;
  3. пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);
  4. пользоваться лифтом;
  5. спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
  6. открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
  7. выпрыгивать из окон верхних этажей;
  8. поддаваться паники

7 задание «Аргументированный ответ» - каждый участник отвечает на заданный лично ему вопрос    максимальная оценка 3 балла
1. Кто может работать в пожарной охране? Что бы вы рассказали детям?
            Тому, кто хочет стать профессиональным пожарным, следует дополнительно овладеть каким-нибудь ремеслом, например, механика, электрика и др. Кандидаты в пожарные поступают на курсы, где во всех подробностях изучают оборудование для тушения, приборы для защиты органов дыхания, пожарное право, азы медицинских знаний для оказания первой медпомощи. Пожарный должен не бояться высоты и иметь хорошее здоровье.
2.Вопрос: Зачем на пожарной каске гребень? Ответ: Пожарная каска - стальной головной убор с гребнем наверху (для защиты головы и смягче­ния ударов от падающих сверху предметов).
2.Вопрос: Зачем пожарному широкий пояс?
Ответ: Такой пояс называют "спасательным". Он очень крепкий - выдерживает нагрузку весом до 350 кг. На поясе имеется стальная петля - карабин. С его помощью пожарный прикрепля­ется к спасательной веревке, может зацепить­ся за ступеньки лестниц или элементы конст­рукций зданий при работе на верхних этажах. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться через окно вместе со спасенным человеком.
3.Вопрос: Зачем пожарному топор?
Ответ: В умелых руках это не только топор, но и кирка, и крюк. Им разбирают стены и потолки, открывают запертые окна и двери, удержива­ются на крутых крышах и т.д. Топор носят в ко­буре на поясе.
4.Вопрос: Какой враг у пожарного, кроме огня, и как с ним бороться?
Ответ: Дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно - нечем дышать. Поэтому по­жарные возят с собой кислородные баллоны. При вдохе свежий воздух поступает по трубке через дыхательный мешок в рот. При выдохе воздух по другой трубке попадает в специальную коробку - регенера­тивный патрон - и там очищается.
5.Вопрос: Для чего служит одежда по­жарного?
Ответ: Для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень. Костюмы изготавливаются из льняного бре­зента со специальной химической пропиткой, что делает их водонепроницаемыми, прочными и трудно воспламеняющимися. Рукавицы из то­го же материала сшиты так, что в них можно плотно заправлять рукава
8 задание: «Оказание первой медицинской помощи»- участники отвечают  в парах,  дополняя друг друга    максимальная оценка 3 балла
Рассказать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах.
Памятка: При оказании первой медицинской помощи необходимо быстро удалить пострадавшего из огня. После того как с пострадавшего сбито пламя, на ожоговые раны следует наложить стерильные марлевые или просто чистые повязки из подручного материала. При этом не следует отрывать от обожженной поверхности прилипшую одежду, лучше ее обрезать ножницами. Пострадавшего с обширными ожогами следует завернуть в чистую свежевыглаженную простыню. Возникшие пузыри ни в коем случае нельзя прокалывать. Повязки должны быть сухими, ожоговую поверхность нельзя смазывать различными жирами, яичным белком и т.д.
Рассказать правила оказания первой медицинской помощи при шоке и ли обмороке.
Памятка: Чтобы вывести пораженного из обморочного состояния, необходимо положить его на спину так, чтобы голова была ниже, а ноги приподняты. Следует расстегнуть воротник и пояс, обрызгать его лицо холодной водой или дать понюхать нашатырный спирт, медленно поднося к носу смоченный в спирте кусок ваты. Нашатырным спиртом натирают также виски. Если пораженный,  не дышит, необходимо сделать искусственное дыхание.
Рассказать правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом
Первые признаки отравления угарным газом (СО) – это ухудшение зрения, снижение слуха, легкая боль в области лба, головокружение, ощущение пульсации в висках, снижение координации мелких точных движений и аналитического мышления (дальше может быть потеря ощущения времени, рвота, потеря сознания).
Первая помощь.
В легких случаях отравления следует дать пострадавшему кофе, крепкий чай; давать нюхать на ватке нашатырный спирт.
При сильном отравлении (с наличием тошноты, рвоты) пострадавшего следует скорее вынести в лежачем положении (даже если он может передвигаться сам) на свежий воздух. Если этого сделать нельзя, нужно прекратить дальнейшее поступление угарного газа в организм, надев на пострадавшего изолирующий противогаз, самоспасатель или фильтрующий противогаз марки СО.
Освободить от стесняющей дыхание одежды (расстегнуть воротник, пояс). Придать телу удобное положение. Обеспечить покой.
Если пострадавший находится без сознания, его необходимо поместить в так называемое «безопасное положение» - спиной вверх, чтобы открыть дыхательные пути и исключить западание языка в глотку.

 Пока инспекция составляет акт и подводит итоги, участникам предлагается продемонстрировать игровой момент из опыта работы с детьми на тему пожарной безопасности. Этим игровым моментом может стать сочинение сказки на данную тему. Например «Сказка о маленьком угольке, который натворил много бед»
В одной деревушке в маленькой избушке жила – была семья, дед, баба, да детишки малые. А в избе той печь стояла большая да красивая, настоящая кормилица. Много она радости той семье приносила. И кормила она их и обогревала.       

Итог -  подведение итогов инспекторами,  награждение участников                                                                             

Чтобы в ваш дом не  пришла беда,
Будь с огнем осторожен всегда!

Список использованной литературы

1. Максимчук, Л. В.  Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности [Текст]: серия: воспитание, обучение дошкольников / Л.В. Максимчук. - М.: Центр педагогического образования, 2008.- с. 48

2. Пидручная, С.  Огонь - наш друг, огонь - наш враг [Текст]: С. Пидручная // Дошкольное воспитание.-  2006. -N5. - с. 47

3. Пикулева, Н. Пожарная безопасность [Текст]: С. Пикулева //Дошкольное воспитание. -2007.-N4. -с. 114

4. Прилепко, Е. Формирование знаний о  противопожарной безопасности [Текст]: Е. Прилепко // Дошкольное воспитание. - 2006. - N5. - с. 39

5. Теребнев, В.В., Шадрин К.В. Подготовка спасателей-пожарных. Пожарно-профилактическая подготовка [Текст]: учебное пособие / В.В. Теребнев, К.В. Шадрин. - ООО Издательство «Калан», 2003.- с 67

   
  Rambler's Top100