logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Ступеньки к познанию»

Проект ДОУ. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Подготовила старший воспитатель Аркадьева Елена Александровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N52 «Солнечная полянка» города Чебоксары Чувашской Республики.

 

Введение

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который разработал Дж. Дьюи. Метод проектов —дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов:
1 этап - педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;
2 этап - педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий;
3 этап - реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным планом.

Положительные моменты технологии метода проектов

  • Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины.
  • Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.
  • Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
  • Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия.
  • Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.
  • Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:
1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка от домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).
2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.

 

1. Анализ внешней и внутренней ситуации
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  в последнее время весьма актуально по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Экспериментальные данные Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов – один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Работы Л.С. Савиной по изучению причин неуспеваемости и недисциплинированности учеников младших классов выявляют следующее: большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально-пассивные дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина, с точки зрения Л.С. Савиной, - несформированные своевременно познавательные интересы. Вот почему определение и создание условий, способствующих развитию и воспитанию познавательных интересов в дошкольном возрасте представляется весьма важным:  дальнейшее интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов зависит от их наличия и активности.
Кроме того, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве одной из составляющих содержания образовательной области «Познание» указывается развитие у детей познавательных интересов. Поэтому формирование их и их  предпосылок, начиная с дошкольного возраста, - важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.
Диагностика уровня познавательного развития воспитанников МБДОУ «Детский сад N52» г. Чебоксары за 2012/13 учебный год показывает средний уровень развития. Перед педагогами ДОУ возникла проблема: как повысить уровень познавательной деятельности детей? Для решения  данной проблемы Совет педагогов поставил цель использовать в работе с детьми активные методы обучения, одним из которых является внедрение проектной деятельности.

Анализ внешней и внутренней среды показывает:

Сильные стороны

Слабые стороны

1. 65% педагогов знакомы с проектной деятельностью.
2. 25% педагогов используют в работе с детьми проектный метод.

1. 35 % педагогов не знакомы с проектным методом: молодые педагоги.

Возможности

Угрозы и препятствия

1. Созданы условия для разработки и внедрения проектной деятельности.
2. Имеется необходимая литература, интернет - ресурсы.

1. Затруднения с ИКТ технологией: не все педагоги владеют ИКТ, в ДОУ всего 1 компьютер в методическом кабинете.

ЦЕЛЬ: создание условий для инновационных процессов в ДОУ; внедрение метода проекта в образовательную деятельность ДОУ по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
ЗАДАЧИ:

        • Развивать  у педагогов навыки  планирования (четкое формулирование цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
        • Создавать условия в ДОУ для разработки и реализации проектов по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
        • Формировать позитивное отношение к проектной деятельности.
        • Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов через проектную деятельность: развитие экспертно-аналитических и прогностических умений.
        • Привлечь родителей к совместной деятельности с ДОУ через проектную деятельность.
        • Развивать познавательный интерес воспитанников через поисково-исследовательскую деятельность.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:  сентябрь - ноябрь 2013г.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитанники

Педагоги

Родители

Развитый познавательный интерес воспитанников к поисково-исследовательской деятельности

1. Сформированные навыки планирования: четкое формулирование цели, задач, сроков и средств  проекта

2.Высокая заинтересованность, творческий подход педагогов в реализации проектного метода.

3. Развитые экспертно-аналитическое и прогностическое умения.

4.Творческий подход педагогов в представлении конечных результатов проекта.

 

Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ, участие в проектировании образовательного процесса группы совместно с педагогами.

 схема

основные направления работы участников проекта:

Старший воспитатель – знакомство с проектом, обучение воспитателей и специалистов методике работы, составление проекта по детскому саду, контроль и консультирование педагогов в ходе проектной деятельности.

Воспитатели и специалисты – главные действующие лица в проектной деятельности, т.к. именно они постоянно взаимодействуют с детьми: организовывают разные виды деятельности, оформляют результаты исследований.

Родители – помощники и непосредственные участники проектной деятельности

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этапы проекта

воспитанники

Педагоги

члены семьи

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

 

1. Вхождение в проблему;

2. вживание в игровую ситуацию;

3. принятие задачи;

4. дополнение задач проекта.

1.Обсуждение результатов анализ образовательной области «Познание» с педагогами ДОУ;

2. решение о выборе  метода проекта в развитии познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
памятка «Как выбрать тему, какие бывают проекты»

3. изучение литературы;
анализ имеющихся проектов педагогов ДОУ;

4. диагностика компетентности педагога в вопросах проектирования

1.Беседа с родителями о работе над проектом по развитию познавательных интересов детей.

2. Сообщение  о проблеме, целях и задачах проекта

Деятельностный
(непосредственная деятельность  по проекту)

Организация педагогами разных  видов деятельности по реализации проектов:
1 мл.  группы:
«Любимые потешки - прибаутки», «Удивительный мир»
«Одежда, обувь»
2 мл. группы:
«Волшебные краски», «Мои любимые игрушки», «Светофорик», «Моя семья»
средние группы:  «Улица полна неожиданностей» «Я и моя семья»
«Чтоб кусался зубок и смеялся роток», «Азбука безопасности»
старшие группы:
«Дома», «Мир воды», «Что такое Доброта?», Страна «Зачем? Как? Почему?»
подготовительная к школе группа: «По ступенькам истории букваря»

1. Консультация с педагогами «Проектная деятельность в познавательном развитии детей
дошкольного возраста»;

2. индивидуальные консультации, беседы с педагогами по выбору темы, реализации проекта;

3. Памятки педагогам:
- «Образовательные результаты при проектно-тематическом обучении»,
 - «Навыки общения педагога с ребёнком»,
- «Как слушать детей?»,
- памятка при организации поисково-исследовательской деятельности,
- «Распределение деятельности педагога и детей в проекте»,
- «О роли педагога во взаимодействии с семьёй»;

4. разработка критерии анализа проекта;

5. тематический контроль «Использование проектного метода в организации работы по познавательному развитию детей»;

6. открытый просмотр в I младшей группе НОД «Удивительный мир» - воспитатель Родионова И.Л.;
в старшей группе «Путешествие в страну экспериментов» - воспитатель Егорова Н.В.

1. Консультация «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребёнка»
 
2. Советы родителям «Эмоциональное развитие детей»

 

Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

1.  Представление зрителям (педагогам, родителям)  продукта деятельности

Педагогический Совет
«Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»:

1. презентация проекта
«Ступеньки к  познанию»;

2. итоги тематического контроля «Использование проектного метода в организации работы по познавательному развитию детей»;

3. творческое представление педагогами ДОУ результатов проектов;

4. информирование на сайте ДОУ: www.mbdoy-52.ucoz.ru  о результатах проектной деятельности

5. постановка новых задач перед педагогами ДОУ.

Представление презентаций, продуктов деятельности познавательно-исследовательских проектов воспитателей групп: обновление информационных уголков, альбомы, буклеты и т.д. по результатам проекта.

Информирование на сайте ДОУ: www.mbdoy-52.ucoz.ru  о результатах проектной деятельности.

Обсуждение с родителями результатов проекта, постановка новых задач.

 

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО РАЗВИТИЮ  ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с воспитанниками)

Познание
ведущая деятельность – познавательно-исследовательская, формы: наблюдение, решение проблемной ситуации, опыты, экспериментирования по теме проекта, игра, моделирование, игровые обучающие ситуации

Чтение художественной литературы
ведущая деятельность – чтение, формы: чтение, разучивание стихотворений, игры-викторины

Коммуникация
ведущая деятельность – коммуникативная, формы: беседа, ситуативный разговор, игровая обучающая ситуация, ситуации-проблемы

Социализация
ведущая деятельность – игровая, формы: игры, ситуации-оценки, ситуации-проблемы, познавательно-интеллектуальный досуг

Труд
ведущая деятельность – трудовая, формы: мастерская добрых дел, проекты (выпуск газеты, съёмка видеофильма), экскурсии

Безопасность
интеграция разных видов деятельности, формы: решение проблемной ситуации

Здоровье
интеграция разных видов деятельности, формы: развивающие игры с включением разных форм двигательной активности

Физическая культура
ведущая деятельность – двигательная, формы: подвижные игры с правилами, игры-соревнования, подвижные дидактические игры

Формы взаимодействия с семьей и  соц.партнерами
формы: консультации, совместный творческий вечер, совместное изготовление продукта деятельности, беседы, экскурсии

Художественное творчество
ведущая деятельность – продуктивная, формы: игра-эксперимент, опыты с красками, игровая ситуация, художественно-дидактическая игра, рассматривание и обсуждение иллюстраций, народных игрушек, произведений искусства, экскурсии в КВЦ «Радуга»

Музыка
ведущая деятельность – музыкально-художественная, формы: музыкальная игра, игра-драматизация, театрализованная игра, развлечение, концерт, театральная постановка, музыкально-двигательные этюды

Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности, формы: наблюдения, беседы, игровые ситуации, ситуативные беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации

 

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«Проектная деятельность в работе ДОУ»

Познание
(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская)

Чтение художественной литературы
(ведущая деятельность – чтение)

Коммуникация
(ведущая деятельность – коммуникативная)

Формы работы
- индивидуальные консультации с педагогами;
- групповые консультации;
- беседы;
- открытые НОД;

Формы работы
- самообучение;
- посещение библиотек

Формы работы
- посещение дошкольных учреждений, работающих по проектной деятельности;

-распространение педагогического опыта по проектной деятельности  в ДОУ

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Художественное творчество
 (ведущая деятельность – продуктивная)

 

Социализация
(ведущая деятельность - игровая)

Формы работы
- вовлечение в проектную деятельность родителей, социальных партнеров
( театральные студии, библиотеки)

 

формы работы
- использование ИКТ;
- сиквейн;
- слайд-шоу

Формы работы
- деловая игра;
- КВН;
- Викторина

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература

Информационно-технологическое

1.Давыдова О.И. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Лаборатория педагогического мастерства : мастер-классы, проекты, семинар-практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман (и др). – Волгоград : Учитель, 2013.

3. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании : развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. – сост. Л.П. Пяткова (и др). – Волгоград : Учитель, 2013.

4. Технология проектирования образовательной деятельности для педагогических работников ДОУ. Практический материал к лекциям к.Пед. наук, доцента кафедры ДО Романовой И.В.

5. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

7.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2003. — 94 с. — ISBN 5-89415-262-3.

8.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор: Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. и др. авт.-сост. Издательство.

9.Три кита дошкольного образования: Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. 2011. Сердце отдаю детям.

10. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В. Нищева.. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.     

 

РЫБА-ДИСК «Проектная деятельность в ДОУ»

Компьютер

Проектор

 

 

 

 

 

  
     

Список литературы:

1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012

2.Давыдова О.И. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

3. Елжова Н.В. Три кита дошкольного образования: Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. - Феникс, 2011.

4. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании : развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / авт. – сост. Л.П. Пяткова (и др). – Волгоград : Учитель, 2013.

5. Лаборатория педагогического мастерства : мастер-классы, проекты, семинар-практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман (и др). – Волгоград : Учитель, 2013.

6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2003.

 8. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н.В. Нищев. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.    

9. Технология проектирования образовательной деятельности для педагогических работников ДОУ. Практический материал к лекциям к.Пед. наук, доцента кафедры ДО Романовой И.В. – Чебоксары, 2009.

   
  Rambler's Top100