logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Особенности занятий по плаванию для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста.

Автор: Абрамова Елена Валерьевна, инструктор по плаванию, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение N10 г. Красноярска.

 

Современный, в основном сидячий, образ жизни не способствует сохранению правильной осанки, как показывают наблюдения, количество детей с нарушениями осанки и сколиозом неуклонно возрастает. Сколиоз стремительно «молодеет», что проявляется в увеличении числа случаев сколиоза выявляемых в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Занятия лечебным плаванием в ДОУ направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат только формируется. Детский позвоночник отличается мягкостью, эластичностью. Он очень легко поддается ненормальным изгибам, которые могут закрепиться и образовать деформацию. Нарушение осанки и сколиоз являются одними из распространенных и, в то же время, сложных ортопедических заболеваний детей. Поэтому разработки компенсирующих мероприятий при данных нарушениях являются актуальными. Наилучшие результаты по коррекции нарушений и стабилизации достигаются в ДОУ компенсирующего типа, так как они располагают необходимым штатом медицинского и педагогического персонала и соответствующей материально-технической базой.
Здоровье и правильная осанка неотделимы друг от друга. Нормальное развитие и функционирование детского организма значительно ухудшаются при нарушениях осанки. Для детского организма плавание является адекватной нагрузкой, так как циклические плавательные движения вызывают последовательные напряжение и расслабление различных мышц. Это особенно важно в связи с тем, что мышечная система ребенка дошкольного возраста еще недоразвита. Дети быстро утомляются, но это утомление быстро проходит. Поэтому для детей нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки. Плавание благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, способствует развитию легких, обладает оздоравливающим и закаливающим эффектами.
Во время плавания: осуществляется естественная разгрузка позвоночника; самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста; исчезает асимметрическая работа межпозвоночных мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; укрепляются мышцы живота, спины, конечностей; совершенствуется координация движений; воспитывается чувство правильной осанки.
Лечебное плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки или сколиозом. Таким образом, основные цели лечебного плавания это коррекция деформации позвоночника и формирование его мышечного корсета.
При проведении лечебного плавания с детьми учитываются следующие особенности:

  • плавательные упражнения и стиль плавания подбираются индивидуально с учетом типа сколиоза;
  • делается «упор» на постановку правильного дыхания;
  • учитывается нарушение координации у детей;
  • элементы каждого упражнения предварительно осваиваются на суше;
  • полностью исключаются упражнения мобилизирующие позвоночник и с колебаниями вокруг продольной оси туловища;
  • все упражнения выполняются в игровой форме.

Нарушение осанки и сколиоз часто сопровождаются нарушениями координации движений и отставании в развитии мышечной массы. Кроме того, вода для детей является отвлекающим фактором. Поэтому все упражнения и плавательные движения сначала разучиваются на суше и только после удовлетворительного усвоения выполняются в воде у бортика, а затем без поддержки. Корригирующие упражнения чередуются с дыхательными, обеспечивающими снижение физической нагрузки и восстановление дыхания. Ритмичное глубокое дыхание способствует вентиляции легких, увеличению жизненной емкости лёгких, насыщению крови и тканей кислородом.
Исходя из допустимых нагрузок для детей с нарушением осанки и сколиозом основным стилем плавания является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения. Во время паузы скольжения позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища максимально напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Все это способствует равномерному развитию мышц левой и правой частей тела. Плавание брассом предполагает согласованность дыхания, движений рук и ног. Таким образом, постановка правильного дыхания также необходима для освоения брасса.
В плавательных упражнениях для детей со сколиозом исключаются движения с вращением позвоночника, движения увеличивающие его гибкость. Комплексы специальных корригирующих упражнений назначаются с учетом формы спины в сагиттальной плоскости. Упражнения целенаправленного воздействия подразделяются на несколько основных видов:

  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник (плавание брассом с удлиненной паузой скольжения);
  • упражнения, в индивидуальной коррекционной позе;
  • упражнения, корректирующие позвоночник в сагиттальной плоскости;
  • упражнения, развивающие мышечную силу (плавание в ластах, на скорость);
  • свободное плавание и игры в воде.

Весь процесс обучения плаванию и лечения проводится в игровой форме. Подвижные игры в воде, дают хороший результат при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, в том числе и при нарушениях осанки, сколиозе, плоскостопии. Помимо непосредственного эффекта от движения они полезны тем, что позволяют «разбавить» монотонность лечебных занятий, которая приводит к рассеянности, вялости и утомлению детей. Используемые при реабилитации дефектов осанки игры создают условия для эффективной коррекции, а также помогают решать задачи воспитания, обучения детей, их умения правильно управлять своими движениями, поддерживать интерес детей к систематическим занятиям плаванием. Появляющиеся во время игр эмоции позволяют преодолеть боязнь воды и неуверенность.
Для больных детей, воспитание и образование которых совмещено с лечением, занятия в бассейне являются прекрасным средством для психопрофилактики и психологической разгрузки.
Лечебное плавание, вместе с ЛФК и комплексным лечением, позволяет достичь стабильного состояния позвоночника у большинства детей со сколиозом. Во многом положительный эффект зависит от регулярности посещения занятий, усердия ребенка и правильности выполнения им упражнений.

 

Литература

  • Бородович Л. А., Занятия плаванием при сколиозе у детей и  подростков: Кн. для учителя: Из опыта работы. / Л. А. Бородович, Р. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 1988. – 77 с.
  • Кардамомова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея»/ Н. Н. Кардамонова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
  • Овечкина А. В. Лечебное плавание для детей со сколиозом: пособие для врачей / А. В. Овечкина, Л. А. Дрожжина, Б. З. Падиас, В. А. Суворова, Г. В. Мухина, Т. И. Мартыненко. – СПб.: Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера, 1999. – 42с.
   
  Rambler's Top100