logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Деловые игры для педагогов»

Методическая разработка

Автор: Попова Наталия Анатольевна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 12 «Звездный», г. Тамбов.

 

На современном этапе в основе работы каждого педагога лежит принцип деятельностного подхода. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Деятельностный подход предполагает открытие перед педагогом всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Принципы деятельностного подхода в воспитательном процессе эффективно реализуются через образовательную технологию - учебно-деловая игра. Учебная деловая игра – это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и общения всех участников при осуществлении педагогического руководства со стороны преподавателя. Таким образом, деловая игра раскрывает потенциал каждого педагога, каждый участник может оценить свои способности, как в самостоятельной деятельности, так и в коллективной работе, т.к. деловая игра – это коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…».
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.
Преимущества использования деловых игр в работе с педагогами ДОУ очевидны. Это и возможность сократить время для накопления профессионального опыта, возможность экспериментировать, пробовать различные варианты решения педагогических задач, усваивать знания в реальном процессе информационного обеспечения игровых действий. А также важно, что деловая игра способствует приобретению социального опыта (коммуникации, принятия решений и т.п.).
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, и т.п.
Одним из направлений моей работы, как старшего воспитателя, является прямое сотрудничество с педагогами. Одна из форм такого сотрудничества – деловая игра.
Используя такой активный метод обучения, я поставила следующие задачи:
- закрепить, обобщить знания педагогов по определенной теме;
- дать навыки работы в группе;
- активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;
- раскрыть личностный потенциал педагогов;
- развить чувство работы в коллективе.
В ходе активного взаимодействия во время деловой игры мне удаётся дать педагогам больше информации, активизировать их творческий потенциал, выявить недостаточные знания по различным вопросам, наметить план дальнейшей работы с педагогами.
Рекомендую проводить деловую игру, как заключительный, обобщающий этап после изучения определенной темы. Таким образом, подводится итог работы, направленной на углубленное изучение определенного материала. Частота проведения игр зависит от желания и потребности педагогов, детского сада.

Деловая игра «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»

Цель. Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников.
2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи дошкольников.
3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.
4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей.
5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
6. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники: педагоги всех возрастных групп (24 человека);

Регламент: 1 час

Предварительная работа:
- изготовление дидактических пособий по развитию мышления и речи;
- изучение научно – методической литературы по данной тематике;
- проведение тематической проверки;
- проведение консультации «Связная речь дошкольника».

Методы активного обучения:
- дискуссия;
- игровые;
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).

Реквизит:
- выставка литературы и дидактических пособий;
- ромашка;
- песочные часы;
- мультимедиа проектор с экраном

План деловой игры:
1. Мотивационно – организационный этап.
2. Содержательный этап.
3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.
1. Мотивационно – организационный этап.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Дошкольник, вступаю во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.
Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.
Нам надо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры.

2. Содержательный этап.
2.1. «Разминка».
Игра «Ассоциации». Ведущий называет слово, каждый последующий участник называет слово по ассоциации.
2.2. «Познавательная».
Капитаны команд отрывают лепестки ромашки с номерами вопросов, команда обдумывает, дает ответ.
Вопросы.
1. Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)

2. Назовите характерные особенности связной речи: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).
3. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)
4. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра.)
5. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)
6. В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)
2.3. «Теоретическая»
Капитаны команд выбирают по одному цветку. На каждом лепестке вопрос, ответ на зеленом листике. Необходимо подобрать к вопросу ответ.
1 команда.
1. Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий (НАВЫК)
2. Непосредственное общение двух или нескольких человек? (ДИАЛОГ)
3. Вид речи, полностью или частично не связанный с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте (МОНОЛОГ).
4. Форма речи характерная для старших дошкольников? (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ)
5. Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).
6. Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала (РАССКАЗ).

2 команда.
1. Назовите отличие диалогической речи от монологической? (НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ, БЫСТРОТА ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
2. Для какой формы связной речи характерно: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. (МОНОЛОГ).
3. Для какой формы связной речи характерно: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. (ДИАЛОГ).
4. Процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия – это… (МОТИВАЦИЯ).

5. Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний (БЕСЕДА).
6. Перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. (МЕТАФОРА).

2.4. «Дискуссионная».
На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста.
Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.
1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»
- Достаточно занятий по речевому развитию и грамоте.
- Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
2. Ваша позиция по отношению к детям в НОД:
Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?
3. Какие методические приемы необходимо использовать для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей в речевой деятельности:
- Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;
- Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги);
- Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность воспитанников.
4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…
• Последовательность изложения в соответствии с планом
• Выделение и повторение главной мысли, идеи
• Достоверность, убедительность сообщаемого факта
• Простота и доступность речи воспитателя
• Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу
• Краткость рассказа педагога
-Так ли это?
5. Обучение образной речи начинается с …. .
- Рассказывания по воображению.

- Придумывания загадок.
- Создания сравнений, придумывания загадок, составления метафор.
2.5. «Эрудиты»
Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по речевому развитию.
Педагогические технологии развития связной речи
- мнемотехника
- моделирование
- беседа
- описание
- повествование
- рассуждение
- пересказ
- рассказ по сюжетной картинке
- рассказ-описание по пейзажной картине
- творческий рассказ
- рассказ о будущих играх
- рассказывание по памяти
- составление сравнений
- составление загадок
- составление метафор
2.6. «Доказательная»
Капитаны команд выбирают конверт с заданием. Необходимо выбрать правильное утверждение.

1 команда.
3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.
Выберите правильное утверждение:
1) в повествовании передается информация о действиях и событиях
2) к описательному типу речи ставится вопрос "какой? "
3) в описании содержится размышление по поводу какой-либо проблемы (рассуждение)

2 команда.
3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.
Выберите правильное утверждение:
1) рассуждение обычно начинается с обозначения действующих лиц и места событий (повествование)
2) конец описательного текста показывает результат того, что произошло (повествование)
3) к тексту-рассуждению ставятся вопросы "почему? ", "так ли это? "

2.7. «Игровая»
1.Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2.Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)
3.Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
4.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
5.Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
6.Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
7.Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
8.Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
9. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
10 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?(О мышонке.)
11. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)
12. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
13. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)
14.В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
15.Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)
16.В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)
17.Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
18.Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)
19.Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
20.Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)
21.Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
22.Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
23.Назовите самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик».)
24.Из какого произведения эти строки и кто их автор?
Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий... (А. С. Пушкин «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».)

25.Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)
26.Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
27.В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
28.Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)
29.В какой сказке и кто прятал траву под периной? («Мороз Иванович».)
30.Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?
- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)
31.В какой русской народной сказке лиса выступает положительной героиней и за хорошее дело ей в конце дарят белую курицу? («Снегурушка и лиса».)
32.В какой сказке девушка превратила птиц в людей, используя для этого крапиву? («Дикие лебеди».)
33.Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
34.Как звался серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов, спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой? (Кот-воркот, Котофей Котофеевич.)
35.В какой сказке народов Севера мать превратилась в птицу из-за непослушных детей? («Кукушка».)
2.8. «Ярмарка педагогических идей» (Презентация дидактических пособий)
В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить дидактическое пособие по речевому развитию детей.
Презентация должна проходить по следующему плану:
- Для какого возраста предназначено данное пособие.
- Какие цели оно преследует.
3. Заключительный этап.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

Деловая игра для воспитателей «Учись, играя»
Цель игры: повышение теоретического уровня педагогов по вопросу использования современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс.
Задачи игры:

  1. Закрепить с педагогами понятие образовательные технологии;
  2. Дать представление о роли современных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  3. Предложить педагогам практические материалы для использования в педагогической деятельности с детьми;
  4. Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения;
  5. Определить рамки возможного использования данных технологий в ДОУ.

Участники:
- педагоги всех возрастных групп, специалисты.

Регламент: 1 час.

Предварительная работа:
- изучение методической литературы по теме;
- проведение мастер-класса «Использование игры «Геоконт» в НОД»

Реквизит:
- мнемотаблицы;
- блоки Дьенеша;
- развивающие игры В. Воскобовича (геовизор, геоконт);
- музыкальный центр.
- бумага, карандаши;

План деловой игры:
1. Мотивационно – организационный этап.
2. Содержательный этап.
3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.
1. Мотивационно-организационный этап.
- Добрый день уважаемые коллеги!
«Технология» - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Основные технологии:
1. Личностно-ориентированные.
2. Социоигровые.
3. Проектирования.
4. Здоровьеразвивающие.
5. Управленческие.
На сегодняшней деловой игре мы затронем все образовательные педагогические технологии.
Итак начинаем деловую игру «Учись играя». В нашей игре участвуют две команды. Распределение на команды проведем с помощью фишек двух цветов.

Для игры необходимо выбрать жюри. Я предлагаю выбрать в жюри заведующего, заместителя заведующего по МВР, преподавателя по развитию речи. Все согласны? Жюри прошу занять свои места.

Ваша задача:
- зорко следить за ходом игры;
- после каждого задания оценивать игру участников;
- определить победителя.

Правила игры:
1. Работать дружно, согласованно.
2. Соблюдать порядок и тишину.
3. Уметь слушать другого.
4. За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.
5. Выслушать задание до конца.
6. Отвечать громко, но не хором.

Распределение на команды.

2. Содержательный этап.
Задание N1. Придумать название команды.
Все задания оцениваются в 5 баллах. Время 1 минуты.

Задание N 2. Задание каждой команде. Ответьте на 3 вопроса. Оценивается правильность и быстрота ответа. Время 2 минуты.
1 команда
Что такое «Технология» – это (системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования);
Здоровьесберегающая технология – это (это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников);
Назовите здоровьесберегающие технологии (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные виды гимнастик, самомассаж, точечный массаж, психогимнастика, фонетическая ритмика, песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия и др.)

2 команда
Что такое «Педагогическая технология» - это (строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов);

Назовите современные образовательные технологии (личностно-ориентированные, социоигровые, проектирования, здоровьеразвивающие, управленческие).
Назовите основные формы организации личностно-ориентированной технологии (игры, занятия, спортивные досуги, упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность, упражнения, игры, гимнастики, массаж, тренинги, этюды, образно-ролевые игры).

Задание N 3. Перед вами две мнемотаблицы. Составьте описательный рассказ или расскажите стихотворение. Время 1 минута.

Задание N 4. На основе имеющегося текста составить мнемотаблицу.

1 команда Н. Калинина «Про снежный колобок», 2 команда К. Ушинский «Четыре желания». Время 1 минута.

Задание N 5. «Геовизор». По заданному шифру воспроизвести рисунок (лягушка). Время 1 минуты.

Задание N 6. «Геоконт». Задание выполняется командами поочередно. Одна из команд конструирует фигуру и передаёт её словесный шифр другой команде. Оценивается правильность выполнения задания. Время 3 минуты.

Задание N 7. «Блоки Дьенеша». Решение логических задач. «Выкладываем дорожки». Команда, используя блоки Дьенеша, выкладывает логическую дорожку, раскодирует заложенную информацию. Время 2 минуты.

Задание N 8. Время по 1 минуте каждой команде.
1команда
Провести пальчиковую гимнастику для детей старшего возраста с членами жюри.

2команда
Провести пальчиковую гимнастику для детей младшего возраста с членами жюри.

Задание N 9. Представить мини-проект «Мой город – Тамбов». Время 5 мин.

3.Заключительный этап.
В ходе деловой игры мы вспомнили педагогические технологии, возможность использования их в работе с дошкольниками, возможность применения их в различных образовательных областях.

 

Деловая игра для воспитателей «Грамотеи»

Цель игры: систематизация знаний, умений и навыков воспитателей в образовательной области «Речевое развитие».

Задачи игры.
1. Совершенствовать методы, приемы, формы работы с педагогами.
2.Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры.

Участники:
- педагоги всех возрастных групп, специалисты.

Регламент: 1 час.

Предварительная работа:
- проведение консультации «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»
-изучение методической литературы по теме.

Реквизит:
- мультимедийная доска, красные, зеленые, синие фишки, бумага в клеточку, карандаши.

План деловой игры:
1. Мотивационно – организационный этап.
2. Содержательный этап.
3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.
1.Мотивационно-организационный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о грамматическом строе речи, об умении правильно изменять и образовывать слова. Вы знаете, что грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В возрасте трех лет дети, пользуясь конструкцией простого распространенного предложения, употребляют категории числа существительных и глаголов, времени, лица и т. д.
При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.
Сегодняшняя игра, поможет нам вспомнить основные правила словообразования и словоизменения, проверить свою грамотность.

Ведущий объявляет правила игры, выбирается жюри.

2. Содержательный этап.
Конкурс «Блиц». За 1 минуту необходимо ответить на большее число вопросов.

1 команда
1. Что такое словоизменение? (Это раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же слова).
2. Что изучает синтаксис? (Словосочетания и предложения).
3. Перечислить грамматические категории существительных. (Род, число, падеж, одушевлённость – неодушевлённость).
4. Назовите падежи (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
5. Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, отвечающая на вопросы какой? чей?).
6. Определите, какая часть речи слово «пешеход» (существительное).
7. Что такое простое предложение? (Простые предложения состоят из одной грамматической основы).
8. Назовите 5 глаголов прошедшего времени (искал, ел, гулял, рисовал, читал).
9. Назовите ударный гласный в слое «крокодил» (и).
10. Что такое склонение существительных? (Изменение по падежам).

2 команда
1. Что такое словообразование? (Это раздел языкознания, изучающий строение и способы образования слов).
2. Образуйте новые слова от слова «велосипед» (велосипедист, велосипедная)
3. Что означает слово аграмматизм? (Ошибки, допущенные при согласовании слов).
4. Назовите род и число слов «ведро», «человек», «заря», «педаль».
5. Что характеризуют притяжательные прилагательные? (Характеризуют предмет по его принадлежности к лицу, живому существу).
6. Назовите 3 притяжательный прилагательных (лисий, волчий, собачья)
7. Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс, отвечает на вопросы что делать?, что сделать?).
8. Что такое сложное предложение? Какие бывают сложные предложения? ( Сложные из 2-х или более грамматических основ; Сложные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые).
9. Что изучает морфология? (части речи)
10. Приведите пример повелительного наклонения глагола (принеси).
Конкурс «Телеграф». За 1 минуту поделить слова на слоги, назвать самое длинное и самое короткое слово.

Конкурс «Один – много». За 1 минуту назвать множественное число существительных И.п., Р.п.

Конкурс «Самый догадливый». За 1 минуту пять определений к данным словам.

Конкурс «Самый грамотный». За 1 минуту образуйте притяжательные прилагательные от существительных.

Конкурс «Аналитический». За 1 минуту сделайте звуковой анализ слов.

Конкурс «Самый сообразительный». За 1 минуту подберите по 5 существительных к каждому прилагательному.

Конкурс «Зашифрованное письмо». За 1 минуту выполните графический диктант.

Конкурс «Логическая цепочка».

1 команда:
за 1 минуту придумайте логические цепочки для воспитанников 5 -6 лет.

2 команда:
за 1 минуту придумайте логические цепочки для воспитанников 6 -7 лет.

Конкурс «Конкурс русского языка».

1 команда:
за 1 минуту исправить ошибки в тексте.

«Радился человек. Но кто знает что будит из него? Понятее человека вобще так безгранично, что на такой вопрос отвечать не возможно. Из ребёнка может выйти великий художник, великий мыслитиль, великий деятель, может выйти Аристотель, Калумб или Шекспир – словом один из тех людей, каторых называют благадетелями человечества. Может, разумееться, выйти не только прастой, обыкновеный человек, но даже и человек совершено ничтожный.

Совершено ясно, что каждый человек может развиватся только тогда, когда развивает сам себя. Воспитанее, образованее непроизводят развития, а только дают ему возможность; они открывают пути, но ни ведут по ним. Итти вперед в своем развитие человек может только на собственых ногах в корете ехать нельзя. Никто ни сможет воспитать человека, если она сама себя не воспитывает.
«Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так безгранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий художник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шекспир - словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный.

Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда развивает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возможность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек может только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает».

2 команда:

«От каких же пречин всё это зависет? На этот вопрос обыкновено отвечают, не запинаясь: от воспетания, от обстоятельств часной жизни - словом, от всевозможных влеяний, только не от самово человека. Но жестоко ошебаються те, кто дальше такого взгляда нечего ни видит. Не из обстаятельств чяще всего праистекает величее и дастоинства человека. Это потверждает ежедневный опыт. Часто не смотря на все хлопоты радителей, наставления, наказания, награды

непроизводят жилаемого действия: книги недают мыслий, картины природы не дают ощющений и, вообще всевозможные действия на питомца не раждают его самадеятельности, а нередка даже мешают её развитию.

Наша Родина представляет нам много премеров самабытного розвития. Даже до последнего времени бальшая часть наших замичательных людей - самаучки, люди получившее в акружающей сриде только слабое указание, слабый талчок и сами создавшее свою деятельность. Вспомните ламаносова бегущего за абозом рыбы в москву. Вот образец многих наших деятелей».

«От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запинаясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни - словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставления, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию.
Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до последнего времени большая часть наших замечательных людей - самоучки, люди, получившие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец многих наших деятелей».

3.Заключительный этап.
Сегодня мы вспомнили особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников, работали в команде, проверили знания русского языка.
Подведение итогов игры. Награждение команды победителя.

 

Деловая игра для воспитателей «Словесная мозаика»

Цель игры. Систематизация знаний, умений и навыков воспитателей в образовательной области «Речевое развитие».
Задачи игры:
- активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;
- раскрыть личностный потенциал педагогов;
- развить чувство работы в коллективе.

Участники: педагоги всех возрастных групп, специалисты.

Регламент: 1 час.

Предварительная работа:
- проведение консультаций, мастер-классов, семинаров по теме.
- изучение методической литературы по теме.

Реквизит: бумага, карандаши, слоговые таблицы, текст с неправильной разбивкой слов.

План деловой игры:
1. Мотивационно – организационный этап.
2. Содержательный этап.
3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.
1. Мотивационно-организационный этап.
Подготовительная работа:
? На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
? Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
? Задания для каждого конкурса по числу команд.
? Выбирается жюри из членов коллектива.

2.Содержательный этап.
• Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.
1. Чем отличается звук от буквы.
2. На что похожа буква «В»?
3. Сколько букв в слове «деньги»?
4. Сколько дней в неделе?
5. Что курицу не учит?
6. Какая бывает ручка?
7. Что может быть широким?
8. У кого глаза велики?
9. Зачем слону хобот?
10. Поделите на слоги слово «парикмахерская».
11. Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).
12. Подберите рифму к слову «мак».
13. Измените по образцу: много домов – один …., много манжет - …(одна манжета).
14. Назовите центральную улицу Тамбова.
15. Придумайте родственное слово к слову «игра».

2 команда.
1. Назовите всегда твердый согласный звук («ж»).
2. Что такое дисграфия? (нарушение письма).
3. Назовите зимние месяцы.
4. Сколько ног у курицы?
5. Чем покрыта рыба?
6. Что такое инновация?
7. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна - …
8. Назовите город РФ.
9. Что всему голова? (хлеб).
10. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт).
11. Назовите слово из 5 слогов (милиционер).
12. Сколько звуков в слове «пульт».
13. Назовите наоборот слово «дорога».
14. Объясните значение слова «пароход».
15. Зачем обезьяне длинный хвост?

 

• Конкурс «Собери слово».
Задание: за 1 минуту каждая команда должна по предложенным слоговым таблицам составить как можно больше слов. Таблицы одинаковые.

• Конкурс «Самый догадливый».
Задание. Командам предлагается карточка, на которой указаны три предмета. За 2 минуту необходимо ответить, где и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 5 ответов.
Слова: кнопка, гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло.

• Конкурс «Самый внимательный».
Задание. Командам необходимо выбрать из трех слов два слова – «неприятеля».
Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.

1 команда.
1. Друг, подруга, враг.
2. Ночь, сутки, день.
3. Радость, счастье, печаль.
4. Поднимать, опускать, брать.
5. Давать, продавать, брать.
6. Покупать, продавать, отдавать.
7. Говорить, идти, молчать.
8. Короткий, маленький, длинный.
9. Пожилой, взрослый, молодой.
10. Рыжий, лысый, волосатый.
11. Твердый, жидкий, мягкий.
12. Вдох, дыхание, выдох.
13. Юг, запад, север.
14. Старый, грязный, новый.
15. Много, чуть-чуть, мало.

2 команда.
1. Высокий, большой, низкий.
2. Короткий, огромный, длинный,
3. Хороший, светлый, плохой.
4. Глубокий, низкий, мелкий.
5. Пасмурный, дождливый, солнечный.
6. Черный, красный, белый.
7. Бежать, лежать, стоять.
8. Наливать, плескать, выливать.
9. Широкий, маленький, узкий.
10. Тусклый, бледный, яркий.
11. Мириться, улыбаться, ссориться.
12. Зима, осень, лето.
13. Сухой, высохший, мокрый.
14. Восход, заря, заход.
15. Острый, заточенный, тупой.

• Конкурс «Закончи предложение».
Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1 команда.
1. Земля покрыта снегом, как….
2. Лед блестит у берега, как …
3. Волны вздымаются, как…
4. Солнце нещадно палит, как…
5. Заря полыхает, как….
6. Дверь в комнате скрипит, как …
7. Дети в группе галдят, как …
8. Девушка на обложке выглядит, как …
9. Мальчик плывет, как …
10. Мокрое платье выглядит, как …

2 команда.
1. Туман стелется над озером, как …
2. Дождинки текут по лицу, как …
3. Малыши прыгают по траве, как …
4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …
5. Балерина на сцене кружится, как …
6. Мысль в моей голове засела, как …
7. Человек подошел тихо, как …
8. Ветер завывает за окном, как …
9. На улице темно, как …
10. Девчонки порхают по группе, как …

• Конкурс «Объяснялки».
Задание. Командам необходимо объяснить смысл слов в словосочетаниях.

1 команда
Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; спящая овсянка, сладкая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; меткая стрела, стрела амура.

2 команда.
Больна ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка; скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; стеклянное горлышко, больное горлышко; настольные часы, последние часы.

• Конкурс «Скороговорка».
Задание. Командам необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

• Конкурс «Поэт».
Задание. Командам за 1 минуту придумать загадки к словам.

1 команда. Дождь, человек, ночь.
 2 команда. Пень, печка, ложка.

• Конкурс «Грамотеи».
Задание. Командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

1 команда.
Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.

2 команда.
Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

• Конкурс «Лишняя буква».
Задание. Командам предлагается текст. Необходимо за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.

1 команда.
Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.

Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.

Канительимыприменяласьяквурукоделиматэ.

2 команда.
Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного.
Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязоапорученнойфывработой.

• Конкурс «Театр».
Задание. Командам необходимо повторить предложения с различной интонацией, изменяя логическое ударение, темп, силу голоса.
3. Заключительный этап.

Уважаемые коллеги, игра закончена. Мы вспомнили правила словообразования, сравнения, слова-«неприятели», работали в командах, придумывали загадки. Многие из заданий вы сможете проводить с дошкольниками. Это обогатит их лексический словарь, будет способствовать развитию дикции, формированию слогового анализа.
Подведение итогов. Слово членам жюри.

 

Деловая игра «Неповторимый русский язык».
Цель игры.
Подведение итогов совместной работы воспитателей и учителя – логопеда по проблеме коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.

Задачи игры.
1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.
2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

Участники: педагоги всех возрастных групп, специалисты.

Регламент: 1 час.

Предварительная работа:
- проведение консультаций, мастер-классов, семинаров по теме.
-изучение методической литературы по теме.

Реквизит: бумага, карандаши.

План деловой игры:
1. Мотивационно – организационный этап.
2. Содержательный этап.
3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.
1. Мотивационно-организационный этап.
Уважаемые коллеги, добрый день. Сегодня мы подведем итог нашей работы по направлению «коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников». Систематизируем имеющиеся знания, будем совершенствовать умение работать в команде.
Организационная работа:
? На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
? Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
? Задания для каждого конкурса по числу команд.
? Выбирается жюри из членов коллектива.

2.Содержательный этап.
Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.
1. Назовите интеллектуальные функции (мышление, память, восприятие, внимание, ориентировка в пространстве и во времени).
2. Что такое фонетика? (тесное взаимодействие звукопроизношения и просодики).
3. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
4. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
5. Как называется курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка? (психогимнастика).
6. Сколько лап у двух котов? (восемь).
7. Назовите слова – паронимы (миска – мишка).
8. Отгадайте загадку: вдаль бежит – не тужит, с ножками дружит (улица).
9. Столица России?
10. Сколько звуков в слове --- деньги (пять).
11. Самое умное живое существо на планете (человек).
12. Повторите скороговорку: Три сороки - тараторки тараторили на горке.
13. Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).
14. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова).
15. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
16. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).
17. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
18. Кто собирает яблоки спиной? (еж).
19. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко).
20. Какое слово длиннее: велосипед или дом (велосипед).

2 команда.
1. Назовите просодические компоненты речи? (темп, сила, тембр голоса, интонация).
2. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
3. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
4. Назовите акустические признаки звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
5. Время года, когда сани готовить уже поздно (зима).
6. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
7. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
8. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
9. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
10. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
11. Как называется система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала? (фонетическая ритмика).
12. Произнесите слово «ромашка» наоборот (акшамор).
13. Продолжите: одно дупло, два дупла, пять…(дупел).
14. Что такое глобус? (макет Земли).
15. Что такое фонема? (звук).
16. Сколько рогов у четырех коров? (восемь).
17. Что такое эмпатия? (способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей).
18. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? (недоразвитие всей звуковой стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова)).
19. Назовите слово из четырех слогов (велосипед).
20. Эмблема государства (герб)

Конкурс «Путаница».
Ведущий зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.
Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.

1 команда.
1. Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д - т.
2. Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т – м.
3. Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д – б .
4. Море луковое ( горе ) м – г.
5. Комар ножа не подточит ( носа) ж – с.
6. Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
7. Хозяин весел – и гости гады (рады) г - р.
8. На ловца и дверь бежит ( зверь) д – з.
9. По одежке протягивай ложки (ножки) л - н.
10. Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р – ш.

2 команда.
1. Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.
2. От глупого писка до беды близко (риска) п – р.
3. На горе и шапка горит (воре) г – в.
4. Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.
5. Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.
6. Зима весну путает, да все равно тает (пугает) т – г.
7. Больше дела, меньше снов (слов) н – л.
8. Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.
9. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м – в.
10. Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

Конкурс «Пойми меня».
Задание: воспитатели должны изобразить чувства, используя мимику.

1 команда.
• Веселье.
• Спокойствие.
• Праздник.
• Усталость.
• Злость.

2 команда.
• Грусть.
• Трусость.
• Медлительность.
• Бодрость.
• Удивление.

Конкурс «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.
1 команда.
• Ра – ра – ра --- во дворе …. (у нас гора).
• Ло – ло – ло --- греет …. (солнышко тепло).
• Ры – ры – ры --- летят… (синие шары).
• Ор – ор – ор --- спеет…. (красный помидор).
• Ши – ши – ши --- гуляют …(наши малыши).

2 команда.
• За – за – за --- в поле… (бегает коза).
• Ла – ла – ла --- на пути ….(у нас скала).
• Ор – ор – ор ---. острый …. (топор).
• Лы – лы – лы --- наши девочки… (милы).
• Сы – сы – сы --- у папы… (нашего усы).

Конкурс «Исправь ошибку».
Задание: исправить деформированное стихотворение.
1 команда.
Котик, котик, коток, Котик, Котя, Коток,
Приди, котик, ночевать, Котя, серенький хвосток,
Уж как я тебе, коту, Приди, Котик, ночевать,
За работу заплачу: Мою деточку качать.
Да конец пирога. Уж как я тебе, коту,
Больше котик не проси. За работу заплачу:
Котя, серенький хвосток, Дам кувшин молока
Мою деточку качать. Да конец пирога.
Дам кувшин молока Уж ты ешь, не кроши,
Уж ты ешь, не кроши, Больше, котик, не проси.
2 команда.
Заинька, повернись, Заинька, повернись,
Заинька попляши, Серенький, повернись,
Серенький поклонись, Вот так, вот сяк, повернись.
Вот так, вот сяк повернись. Заинька, попляши,
Серенький повернись, Серенький попляши,
Серенький попляши, Вот так, вот сяк, попляши.
Вот так, вот сяк поклонись! Заинька, поклонись,
Заинька, поклонись. Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк попляши. Вот так, вот сяк поклонись!

Конкурс «Ребусы».
Задание: воспитатели расшифровывают ребусы по начальным звукам, отгадывая фразу.

Конкурс «Кроссворд».
Задание: отгадать кроссворд, используя загадки.

Конкурс «Рифмы».
Задание: подобрать как можно больше рифмующихся слов к предложенным словам.
Чья команда подберет больше.
Шишки, дети, окно, игра, дом, пирожки.

Конкурс «Фантазеры».
Задание: придумать упражнение или игру с песком для развития фонематического слуха и восприятия.

Конкурс «Почему так говорят».
Задание: команды получают карточки с фразами. Необходимо разъяснить смысл фразы.

1 команда.
• Зубы заговаривать (отвлекать кого-то многословными доказательствами, заставляя согласиться с ерундой).
• Козел отпущения (человек, на которого сваливают чужую вину или ответственность).
• Дамоклов меч (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).
• Дело в шляпе (законченное дело, за исход которого не стоит волноваться).
• Сгореть дотла (сгореть до основания).

2 команда.
• Сбоку припека (случайное, постороннее, приставшее к чему – нибудь извне).
• Вилами на воде писано (нереальное, неточное, исчезающее так же быстро, как круги на воде).
• Ошеломить (изумить, потрясти так, что сложно опомниться).
• Тянуть канитель (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).
• Рука руку моет (незаконная обоюдная поддержка).

3.Заключительный этап.
Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

 

 

 Список использованной литературы: 

  1. З.М. Ахметзянова, Научный журнал 2008 г N 3
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. М. А. Поваляева, Настольная книга логопеда, АСТ .: 2010 г.- 608 с.
  4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2012. Ч.1 - 192с.; Ч.2 - 176с.
   
  Rambler's Top100