logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Практические аспекты применения игрового самомассажа в старшей группе детского сада»

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.

Автор: Малицкая Элла Алексеевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N26».

 

Свою педагогическую деятельность по внедрению нетрадиционных методов оздоровления мы начали с изучения методической литературы. Опираясь на разработанные технологии авторов В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, В.И. Васичкина мы определили цель: внедрить в работу с детьми игровой самомассаж как здоровьесберегающий фактор.
                Были поставлены следующие задачи:
1.Создать устойчивую мотивацию и потребности в сохранении здоровья.
2.Сформировать привычку к здоровому образу жизни.
3.Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
4.Оптимизировать мышечный тонус.
5.Привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.
Игровые самомассажи проводились нами индивидуально и с группой детей в непосредственно организованной деятельности на физ.минутках и использовались многократно в течение дня в различных режимных моментах: на утренней гимнастике, во время просыпания, корригирующей зарядке, во время умывания, на прогулках.
В основу мы положили не только обучение детей конкретной технике самомассажа, но и ознакомление с физиологическими особенностями массируемой части тела (ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье.
Особое внимание детей обращали на правила выполнения самомассажа:
- руки и тело должны быть чистыми,
- мышцы должны быть максимально расслаблены,
-массажные движения должны быть аккуратными и плавными.
Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что все самомассажи проводились с учётом эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.
Упражнения самомассажа, которые мы предлагали детям,  доступны для самостоятельного выполнения; разнообразны по своему физическому воздействию; обеспечивают тактильный контакт; направлены на развитие эмоциональной сферы.
 Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получали радость и хорошее настроение.
В своей работе мы использовали разнообразные  приёмы и виды игрового самомассажа.
Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы. 
Растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
                    Чьи руки зимою всех рук горячей?
             Они не у тех, кто сидел у печей,
             А только у тех, а только у тех,
            Кто крепко сжимал обжигающий снег.
            И крепости строил на снежной горе,
             И снежную бабу лепил во дворе.
На первые 2 строчки стихотворения, дети потирают руки, с 3-й строки сжимают и разжимают кулачки.
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому, что Мурка – кошка.

Циркулярное  растирание кистей рук (намыливание рук мылом).
Не секрет для нас с тобой, каждый знает это –
Руки мой перед едой и после туалета.

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками  пальцев противоположной руки ( пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки паука).
Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.
Разминание - основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением. 
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка – ползушка, дом завитушка.
Ползи по дорожке, Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши рога покажи.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси – гуси!
Га – га – га!
Есть хотите?
      Да – да – да,
Так летите же домой.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
Поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой. 
Пунктирование 2 -5 пальцами (игра на пианино).
Кто там прыгает по крыше?   Кап – кап – кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?  Кап – кап – кап.
Я усну теперь едва ли.  Кап – кап – кап.
Может, кошек подковали?  Кап – кап – кап.
Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Кто на розовой заре, на росистом серебре
Барабанит, барабанит   по сосновой по коре?
Дятел петь захотел,  дятел носом песню спел.

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Уложили дятла спать  в деревянную кровать.
Он в кровати всем назло продолбил себе дупло.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Обратить внимание ребенку на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.
Пилит, пилит пила, и жужжит как пчела.
И визжит и поет, соням спать не дает.
Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.
Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями
Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.
Для массажа использовали различные предметы.
Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка» - на каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.
Гладила мама –ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!
Самомассаж с прищепками -  бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнение «клювы» - ребенок собирает разложенные на столе палочки одноименными пальцами – от указательных к мизинцу – и удерживает до тех пор, пока не соберет все 4 «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
                             Клювов длиннее  Не видывал я ,
Чем клювы у цапли  И журавля.
Самомассаж с каучуковыми мячиками. Упражнение «Китайские шары» - ребёнок кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2 строчки – смена рук.
Вы видали циркача?  Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,  будто шмель вокруг  цветка.
С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.
С пробковыми массажёрами - массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку.
         С карандашами – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.
С рукавичкой – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток.
 С бумагой – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.
Песочный с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок, как природный материал даёт заряд положительной энергией.
Мыльный руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.
В своей работе так же нами были использованы  и сказки-массажи. Цель таких сказок: обучение детей приёмам саморегулирования и самомассажа с помощью игровых сказок. Дети очень любят сказки и с удовольствием в сказочно игровой форме узнают о строении своего тела и его функциональных возможностях. Таким образом мы подводим детей к пониманию необходимости заботы о своём здоровье.
Применяя игровые самомассажи, мы создали необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования  привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.
Взаимодействие с родителями.
Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения.
  С этой целью мы провели анкетирование.
Цель анкеты - проанализировать работу детского сада по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости.  В анкетировании приняли участие 18 родителей.
На первый вопрос 68% родителей ответили, что ребёнок болеет не часто, 32% – часто.
Причинами заболевания родители считают: 68%  – недостаточное физическое воспитание в семье, 23%  – предрасположенностью и наследственность, 9.0% – недостаточное физическое развитие в детском саду.
Физические показатели развития ребёнка родители знают: 68.%– частично,
32%  – отлично.
На четвёртый вопрос мнения родителей разделились, большинство считают, что нужно обращать внимание на все компоненты заботы о здоровье и физическом развитии (особо на соблюдения режима, благоприятность психологической атмосферы, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, пребывание на свежем воздухе).
Наиболее приемлемые закаливающие процедуры в детском саду: облегчённая форма одежда для прогулок и в группе, систематическое проветривание групп, умывание лица, шеи, рук до локтя прохладной водой.
На вопрос знают ли родители, как укреплять здоровье ребёнка 45.5% ответили утвердительно, 54.5% – частично.
В помощи детского сада по  укреплению здоровья детей нуждаются – 18%, частично – 58%, 24% - не нуждаются.
Таким образом, мы видим что, большинство родителей внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, следят за состоянием работы детского сада по этому направлению.
     По результатам анкетирования организовали родительское собрание  «О здоровье всерьез».
     Работая с родителями, проводили индивидуальные беседы на тему о здоровьесберегающих технологиях, оформлялись родительские уголки со следующими  темами: «Роль самомассажа в укреплении здоровья детей»; «Пальчиковые игры с детьми»; «Игровой самомассаж»; « Игры с использованием сказок-массажей».
Проводимые нами мероприятия позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма при помощи оздоровительных технологий.
У родителей повысился интерес к вопросам ЗОЖ детей. Они стали чаще задавать вопросы по поводу нетрадиционных методов оздоровления в домашних условиях. Родители стали соблюдать режим дня и приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику с использованием самомассажей.
Для педагогов ДОУ мы разработали памятки и консультации по применению самомассажа в системе оздоровительной работы детского сада.
На педагогическом совете представили опыт работы по теме.
         Итогом нашей работы стала положительная динамика состояния здоровья детей.
Игровые самомассажи повысили мотивацию родителей и детей к сохранению и укреплению собственного здоровья, как важного фактора здоровья человека в целом.
Таким образом, используя элементы здоровьесберегающих технологий, а именно игровой самомассаж,  мы можем укрепить здоровье детей, повысить мотивацию родителей и детей к укреплению  физического развития и здоровьесбережения в целом.

 

Использованная литература:

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - N2. - С. 21 – 28.
  2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М. : Физкультура и спорт, 1990. - 202 с.
  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с ., -М.:Просвещение,1986
  4. Емельянова В.Н., из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
  5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Икова В.В.Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников, госуд.изд-во мед литерат.,Ленинград,1963
  7. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  8. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
  9. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н. К. Смирнова. - М. : АПКи-ПРО, 2003. - 176 с
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
   
  Rambler's Top100