logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на индивидуальных занятиях посредством обучающих и развивающих компьютерных игр»

Автор: Борзова Альбина Юрьевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  N78 "Колосок"  города Чебоксары" Чувашской Республики.

 

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере, то, что будет «недобрано» в дошкольные годы, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно -логического мышления.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых вариативных программ, новых форм, направленных на развитие мыслительных процессов проблемного ребенка.

Один из эффективных форм – использование современных информационных компьютерных технологий, в частности развивающих и обучающих компьютерных игр, программ, мультимедийных презентаций, которое носит полифункциональный характер. Оно способствует не только развитию мыслительных операций детей дошкольного возраста, но и развитию возможностей ребенка, преодоление каких- либо, если таковые имеются, отклонений в развитии ребенка.

Об эффективности использования современных компьютерных информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе говорят труды таких ученых, как Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова, Л. Р. Лизунова. Они утверждают, что использование мультимедийных продуктов и комплекса компьютерных развивающих и обучающих игр способствует развитию таких важных мыслительных операций детей дошкольного возраста как классификация, обобщение, анализ, синтез, а также значительно ускорит темп развития и повысит качество формирования наглядно-действенного мышления у данной категории детей, что позволит создать базу для становления наглядно-образного мышления и элементов словесно-логического мышления, что в конечном итоге повлечет за собой интенсивное развитиепознавательной активности (восприятия, памяти, произвольного внимания, речи, развитиепроизвольной регуляции деятельности дошкольников.

Для планомерного и последовательного овладения мыслительными операциями детьми дошкольного возраста мною был разработан и реализован проект  «Занимательная логика». Основная цель данного проекта - максимально доступное развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих и обучающих компьютерных игр, программ и мультимедийных презентаций.

Была анализирована имеющаяся литература по этому вопросу, как отечественная, так и зарубежная, передовой опыт педагогов-новаторов по данной проблеме и сделан вывод: использование компьютерных развивающих и обучающих игр ребенком оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития, в том числе и на развитие мыслительных операций.

Был выявлен исходный уровень сформированности мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития мыслительных операций использовались методика Р. С. Немова, методика Н. А. Бернштейна, методика «Четвертый лишний».

Обследование уровня сформированности операций логического мышления проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Результаты диагностики показали, что ни один ребенок не владеет логическими приемами мышления на высоком уровне, 30% детей (3 человека) – владеют на среднем уровне, у остальных 7 человек (70%) логические приемы мышления развиты ниже среднего уровня.

Анкетирование родителей показало, что 80% родителей не проводят в семье работу по развитию логических операций у детей, в основном надеются на работу детского учреждения.

Далее было проанализировано состояние рынка общедоступных обучающих программ для детей дошкольного возраста. Здесь можно увидеть пестрый калейдоскоп игр от таких издателей и фирм-производителей как «Новый диск»«Медиа Хауз»«Руссобит – М» и др. в лицензионных и нелицензионных версиях.

Анализ компьютерных развивающих программ показал, что существуют разные компьютерные программы, в которых перед ребенком ставят те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений, другие – к задачам закрытого типа (имеют только одно решение). Те и другие программы могут быть игровыми,обучающими, познавательными, способствующими развитию специальных качеств мышления детей.

Только на основе проведенной работы была разработана система работы по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса развивающих и обучающих компьютерных игр, авторских мультимедийных презентаций.

Была составлена подборка компьютерных игр, игровых заданий, направленная на развитие процесса восприятия:
развитие зрительного восприятия и внимания«Перевернутые изображения»«Посади бабочку на свой цветок»«Разложи кубики по цветам»«Наложенные изображения»«Спрятанные изображения»«Расставь игрушки по величине»;
- формирование целостного образа предметов«Собери картинку»«Поставь заплатку»«Собери вазу»«Сложи узор»;
- умение воспринимать пространственные отношения«На какой полке зайка?»«Куда летит ракета?»«Куда двигается?»«Компьютерные прятки»«Куда пойдешь и что найдешь?»«Найди спрятанный предмет»;
- группировку предметов по заданному признаку (форма, цвет, величин)«Размести игрушки в свой домик»«Собери все предметы круглой формы»«Угадай овощ» и т. д.

Все игры были подобраны по принципу постепенного усложнения дидактической задачи.

По мере освоение детьми систем сенсорных эталонов, работа плавно перешла к развитию мыслительных процессовопераций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, умения анализировать проблемно-практические задачи и находить пути их решения. Для этой цели был создан банк компьютерных развивающих и обучающих игр по развитию всех основных мыслительных операций («Смайлики»«Думаем по правилам»«Магический квадрат для дошколят» и т. д., мультимедийных дидактических и развивающих материалов («Парные картинки»«Танграм»«Колумбово яйцо»«Часть и целое»«Подбери четвертую фигуру»«Четвертый лишний»«Найди в каждом ряду лишний предмет» и т. д., подборка компьютерных программ(«Размышлялки»«Алик - скоро в школу»«Маленький искатель»«Рекс в детском саду»«Учимся анализировать»«Математика. Хитрые задачки», которые в веселой и ненавязчивой форме развивают все мыслительные процессы и обогащают знания ребенка, доставляют ребенку огромную радость. Благодаря оригинальным заданиям и красочной анимации процесс обучения происходит легко и незаметно.

Были разработаны авторские мультимедийные презентации на решение проблемной ситуации: н/р, игра «Достань грушу»«Что сначала, что потом» и т. д.

Особое внимание было уделено игровым заданиям на коррекцию и развитие умения рассуждать
«Бывает - не бывает»
 или «Нелепицы,
«Зачем и почему?»«Причина-следствие»«Рассказ по алгоритму», загадки; занимательные логические задачи и т. д.

К подборке компьютерных игр подходила разумно, избирательно и, конечно, творчески, учитывала их соответствие возрастным психофизиологическим и индивидуальным возможностям детей с ЗПР, их обеспечение дальнейшей перспективы развития детей. Прежде, чем предложить игру детям, тщательно изучала ее цели и содержание, для удобства использования при планировании коррекционной работы с ребенком составила каталог с аннотациями игр.

Все компьютерные игры расписывались по месяцам с подгруппой детей или индивидуально с каждым ребенком в соответствии с индивидуальными потребностями и уровнем развития ребёнка.

Использование различных компьютерных игр в развитии мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста действительно показало эффективность их применения:
- использование компьютерных игр дает возможность педагогу подбирать материал в игровой форме разной степени сложности, учитывая индивидуальный маршрут развития ребенка.
- предъявляемый ребенку материал красочно оформлен, привлекает ребенка. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным.
- с помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребенка;
компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения;
- ребенок учится правильно выполнять задание, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
- глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы, он получает одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
- при необходимости, ребенок может самостоятельно вернуться к той части материала, которую не усвоил или выполнять одно и то же задание многократно, пока не усвоит.

Выводы:

В результате использования компьютерных игр у детей:
- ускорился темп развития зрительного, слухового восприятия;
- качественно изменился и ускорился уровень развития логических операций (обобщение, классификация, сравнение). Дети с легкостью объединяют предметы в группы по определённым признакам, выстраивают логический ряд из определённой группы фигур или предметов, выделяют предмет в группах, не подходящий к общим признакам, выстраивают последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам, самостоятельно решают логические задачи, сравнивают предметы друг с другом, выявляют несоответствие между ними, подбирают подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу, самостоятельно применяют знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач.
- сформировалось умение делать правильные умозаключения и рассуждения, что способствовало повышению уровня интеллектуального, социально-личностного, речевого развития детей с разным уровнем развития;
- сформировался начальный уровень оценочной деятельности, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.
- повысился интерес к занятиям, изменилась мотивация обучения и его результативность.
- родители воспитанников группы научились использовать обучающие и развивающие компьютерные игры для развития и воспитания своих детей, а не как средство времяпровождения.

 

Список использованной литературы:

  1. Беспалько В.П. «Образование и обучение с использованием компьютера» //Москва. Воронеж, 2002.
  2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». – М., 2002.
  3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». – М., 2000
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т. 4. – М., 1984.
  5. Головей Л.А.,. Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии». – Санкт-Петербург, 2002.
  6. Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании.
  7. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.
  8. Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста.  Интернет –ресурс сайта Rusedu.
  9.  Кукушкина О.И. «Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы.»   // Дефектология 2004 г., N 5.
  10.  Лема Богдан.  Логика для дошколят. Рассуждаем – отвечаем. "Белорусский Дом печати"» - Минск, 2003.
  11.  «Логика и математика для дошкольников», издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство»,  2007.
  12.  Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. – М.: ООО издательство «ДОМ.ХХ1 век», 2008г.
  13.  Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.,1977.
  14.  Соколова Ю.А. Логика. - М.: Эксмо, 2006.
  15.  Соколова Ю.А. Тесты на интеллектуальное развитие пяти – шести лет. - М.: Эксмо, 2003.
  16.  Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  17.  Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.  - Ярославль, 1997.
  18.  Урантаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии – М., 1998.
   
  Rambler's Top100