logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Влияние сказкотерапии на развитие речи детей дошкольного возраста»

Автор: Меркулова Е.Н., воспитатель, Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад N72 комбинированного вида, г. Одинцово.

 

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.

Таким образом, избранная тема исследования актуальна.

Проблема исследования заключается в определении эффективности сказкотерапии при развитии речи у старших дошкольников.

Применение сказки позволяют расширять кругозоры, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер [2]. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. Применение данных методов позволяет решать сразу несколько как педагогических, так и исключительно психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, при применении сказкотерапии педагоги способствуют повсеместному развитию творчества и образных мыслительных операций, улучшению состояния фонематического слуха, совершенствованию вербальных языковых средств речи, умениям установление причинно-следственных связей. Применение сказок особенно эффективны при оказании педагогических видов помощи дошкольникам, испытывающим трудности в речевом взаимодействии [7].

Проблемы психолого-педагогических особенностей могут весьма успешно разрешаются посредством прослушивания, театрализованного представления и проигрывание сказок, сочинения сначала наиболее простых, а затем и более сложных сказочных историй, обсуждений сюжетных линий и героев, разрешения конфликтных ситуаций. Разнообразные сказочные истории играют большое значение в жизнедеятельности дошкольников, в их психических развитиях. Метафоры обеспечивают развитие взаимосвязи между правым и левым полушариями головного мозга [3].

В силу этого в процессе восприятия воспроизводимых сказок работает левое полушарие, посредством функционирования которого извлекаются логическое содержание и линии воспринимаемых сюжетов, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, творческих замыслов. Восприятие сказочных персонажей и самих сказок – очень сложные, развивающиеся во времени виды творческой и продуктивной деятельности, в которых участвуют все психические процессы воображения, восприятия, внимания, интеллекта, памяти, эмоциональных состояний, а также воли.

Каждые из этих процессов выполняют собственные значимые функции в общих формах деятельности – знакомства с явлениями окружающей действительности посредством определенных действий сказочных персонажей. Посредством сказок можно помочь дошкольникам яснее размышлять и испытывать определенные эмоции [4]. Важнейшими сдвигами, которые могут происходить в дошкольном периода детства, заключаются в развитии способностей логически размышлять, в специально создаваемых обстоятельствах. Слушание сказок, наряду с тематическими играми, играет существенную роль для формирования новых видов психической активной деятельности, без которых невозможны никакие виды творчества [6].

Постепенно они учатся примерять на себе позиции определенных сказочных героев, мысленно им сопереживая, сочувствуя и содействуя, радоваться их удаче и огорчаться из-за их поражений. Формирование именно в дошкольном периоде детства такого рода внутренних видов деятельности позволяет детям не только точно понимать явления, которые они непосредственно не воспринимали ранее. Но и связно высказывать собственные мысли и эмоциональные настроения к тем событиям, в которых они не принимали прямого участия [2].

Огромное влияние сказкотерапии на детей заключаются в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников. На осознаваемых, вербальных уровнях дошкольники могут в полной мере и не понимать содержание сказок, однако педагогическая работа такого рода весьма эффективна, при этом у самих старших дошкольников постепенно формируются потребности в активном участии в сказкотерапии.

Следует отметить особенности выбора сказок:
- в сказкотерапии должны применяться, хорошо узнаваемые детьми сказки, например «Маша и медведь», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Три медведя» и т.д.
-сюжеты сказок должны быть интересными, вызывать определенные эмоции у детей;
- возможности использования отдельных частей сказочных сюжетов для проведения речевых занятий: построение как монологических высказываний, так и диалога дошкольников [5].

Для успешного применения сказкотерапии в общей системе развивающей работы с дошкольниками, имеющими стойкие речевые нарушения, необходим ряд определенных условий:
- наличия научно-методических основ проводимой педагогической работы и дидактических материалов (сказочных, художественных произведений, методических пособий, игрушек, декораций, технических средств обучения);
- конспекты занятий, разработанные для целей обеспечения педагогической работы при использовании отдельных элементов сказкотерапии [8];
- консультаций как для педагогов, так и родителей (цели: обновления и качественного улучшения речевых и познавательных процессов развития дошкольников с использованием сказочных персонажей);
Педагогическими критериями оценки эффективности сказки являются:
- активное взаимодействие специалистов-дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей и дошкольников на основе сказочных сюжетов;
- обеспечить максимально полное взаимодействие детей дошкольного возраста с ближайшим внешним окружением посредством сказочных сюжетов;
- стремление педагогов к насыщению ведущей игровой деятельности дошкольников отдельными элементами сказочных сюжетов.
Основные этапы использования сказкотерапии в работе по развитию речи с дошкольниками:
- ознакомление родителей с методами сказкотерапии. Необходимо постоянно разъяснять родителям практическое значение семейных чтений. Существенной проблемой при этом остается необходимость постоянного семейного чтения. Чтение и обсуждение сказочных сюжетов должно стать устойчивыми семейными традициями, создавать тёплую и комфортную  атмосферу в семье;
- коррекционные занятия по рисованию с применением отдельных элементов сказок. Дошкольники  рисуют любимых персонажей сказок: любимых сказочных сюжетов, сказочных событий, изображают свою семью в виде определенных сказочных животных или растений, это также является хорошими методами обогащения словарного запаса, проявления творческих замыслов и фантазий [6];
- решение практических заданий с элементами сказочных сюжетов и персонажей. При решении такого рода заданий дошкольниками оказываются в ситуациях выбора, в которых важны мировосприятие и личный опыт дошкольников, их мировосприятий наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;
- самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию [5].

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:
- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.
- Групповое рассказывание сказок.
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
- Групповое придумывание сказки.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас [2].

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми позволит педагогу стимулировать развитие речи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Вымпел. 2011. – 328 с.
  2. Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.
  3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии. Звуковые превращения. Серия – «Школа развития». Ростов-на-Дону: «Феникс». 2016.
  4. Колосова Н. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития. Серия - «Коррекционная педагогика». М.: «Аркти». 2016.
  5. Нестерова Е.В., Горбунова Е.В., Мильке Е.А. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. М.: Форум. 2016.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Гнооом и Д». 2016.
  7. Светлова И.Е. Старший логопед. Программа развития правильного звукопроизношения. М.: «Эксмо». 2016.
  8. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили. М.: «Эксмо». 2016
   
  Rambler's Top100