logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Филимоновская свистулька»

Технологическая карта занятия в средней группе ДОУ.

Автор: Романовская Татьяна Николаевна, воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Умка» муниципального образования город Ноябрьск.

 

Цели для воспитанника

1. Познакомиться с историей возникновения филимоновской свистульки.
2. Закрепить знания об особенностях узора филимоновской свистульки и его цветов.
3. Получить положительные эмоции в процессе общения со сверстниками.

Цели для воспитателя

Образовательные

  • Создать условия для знакомства детей с историей возникновения филимоновской свистульки.
  • Приобщать детей к истокам русской культуры.
  • Закреплять знания детей о филимоновской свистульке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Развивающие

  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
  • развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи филимоновской свистульки, в поиске идентичных элементов;
  • развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы филимоновской свистульки: линия, волнистая линия, точку, а также технику прорисовки точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Тип занятия: интегрированное
Области:
- «Социально-коммуникативное»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое»

Форма занятия: групповое

Опорные понятия, термины
Игрушка, узоры, народное творчество, труд.

Новые понятия
Филимоново, роспись

Формы контроля
выставка детских работ

Домашнее задание
Использование в быту народный фольклор (песенки, потешки, прибаутки)

Этап занятия

Содержание занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1 этап
Организационный
ситуативный разговор, загадка

 

 

 

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Здравствуйте — желаю вам здоровья!
В слове этом — мудрость, доброта, что всегда соседствуют с любовью, и души народной красота!
Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Филимоново, о красоте их творчества?
Тогда выбирайте в группе самые удобные места.
Дети, вы ничего странного в группе не заметили?
Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Филимоново, в нем загадка:
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки отгадайте? -
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
 Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!

(открывают Шкатулку Мастеров)

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.
Предлагает им самостоятельную деятельность и   корректирует их выбор.
Мотивирует детей на познавательную активность.

Приветствуют друг друга и гостей.
Выбор удобного места для творчества.
Дети обходят группу в поиске необычного предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо.
Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, предлагают взрослому прочитать письмо.

- Сюрпризный момент,
- наблюдение,
- чтение потешек и прибауток.

Дети настроены на общение.
Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

2 этап
Работа над темой
-проблемная ситуация

 

 

 

Ребята, скажите, а все ли игрушки в Шкатулке Мастеров одинаковые?
А есть для вас знакомые игрушки?
Сейчас вы должны внимательно посмотреть и выбрать новые, незнакомые игрушки.
Как вы думаете, чем они отличаются от остальных, уже нам знакомых?

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро
Филимоновской игрушкой
Называется оно
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч
Только это просто так
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда
Нас не покидала.

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.
Направляет и помогает детям найти необходимые аргументы для самостоятельного вывода.

Решают проблемную ситуацию. Выбирают новые игрушки, рассматривают элементы росписи, сравнивают с элементами росписи других игрушек.

- Проблемная ситуация,
- беседа,
- рассматривание игрушек,
- чтение стихов.

 

Умение делать вывод и его аргументировать

 

 

 

 

Как вы думаете, почему игрушка могла получить такое название?
Филимоновская игрушка зародилась в самом сердце России, в деревне Филимоново. 
Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.  
Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.
Одна из отличительных черт, которой обладала Филимоновская роспись, – это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски. Еще одна Филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, – животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а цветовая гамма использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.
Роспись игрушек представляла собой полоски прямые и волнистые, пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки.

Педагог рассказывает историю возникновения Филимоновской свистульки, сопровождая свой рассказ наглядным информационным материалом.
Вводит элементы новизны, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

Слушают, узнают об истории создания Филимоновской свистульки, рассуждают.

- Рассматривание иллюстраций,
- беседа,
- прговаривание.

 

Обогащает словарный запас.
Проявляет интерес к народной игрушке и к народным промыслам в целом.

продуктивная деятельность

 

 

Ребята, а вы слышите приятную музыку? Это жители деревни Филимоново приглашают нас в гости! Сейчас мы с вами поможем им в росписи новых свистулек.

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Способствует групповой работе детей, включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Ребёнок по желанию использует шаблоны –силуэты филимоновской свистульки из Шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки), которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.

- Поход в гости,
- помощь друзьям,
- музыкальное сопровождение,
- наглядная информация,
- изготовление свистульки.

Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности;
Умеет подбирать необходимые материалы для работы;
Умеет следовать образцу.

3 этап
Итог творческой деятельности

 

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

- беседа
- похвала,
- выбор лучшей свистульки по мнению детей,
- организация выставки работ

Умеет оценивать результат своей деятельности;
Умеет выражать чувства;
Умеет делать выводы;
Умеет планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

 

Список используемой литературы

    1. Книга о русском народном искусстве. М.: Современник, 1978.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский.
    2. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975. Богуславская И.Я.
   
  Rambler's Top100