logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Речь в повседневном общении и в совместной деятельности детей раннего возраста»

Автор: Попова Людмила Александровна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   N5 «Радость»  города Дубны Московской области.

 

На третьем году жизни в развитии речи детей происходят значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их произношение в собственной речи. Понимание речи взрослых становится качественно новым: ребёнок начинает прислушиваться к тому, о чём говорят между собой взрослые, ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы.      Многие дети в этом возрасте приходят в дошкольное образовательное учреждение. Теперь уже родители вместе с воспитателем помогают ребёнку овладеть речевыми навыками:

  • Способствуют пониманию обращённой речи, расширяют пассивный словарь;
  • Способствуют развитию активной речи, расширяют активный словарь;
  • Формируют грамматический строй речи, учат связной речи;
  • Формируют интонационную выразительность речи: учат говорить в определённом темпе, регулировать громкость и силу голоса;
  • Учат правильному произношению звуков речи.

Словарный запас ребёнка 2-2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3-3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами. Сами взрослые в разговоре должны употреблять все части речи, усложнять грамматическую форму высказываний, давая образец для подражания. (Дид. Игра «Игрушки. Мишка».)
Усложняется и функция обобщения в речевой практике ребёнка: слово приобретает собирательное значение (игрушки, посуда, одежда, овощи, транспорт и т.п.). Чтобы помочь малышу овладеть собирательными именами существительными, функцией обобщения  в речи, необходимо ставить его в различные ситуации в системе разнообразных связей  и отношений, в разных видах деятельности.
Так знакомые слова «оживают» в ассоциациях, возникших на основе личного опыта.
В этом возрасте дети уже способны помнить не только недавнее, но и более отдаленное прошлое, поэтому в своей речи они опираются на память, воображение, развивающееся наглядно – образное мышление.
Расширяя значение слов (в доступных ребёнку пределах), учите высказывать элементарные суждения. Для этого чаще задавайте ребёнку вопросы, они позволят выстроить «логику» вашего диалога с ним, помогут постепенно перейти от частного к общему. Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить ребёнка хорошо произносить звуки, отчётливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом  (менять громкость и скорость речи, интонацию, говорить выразительно), необходимо развивать слуховое восприятие.
Специалисты рекомендуют начинать работу по воспитанию звуковой культуры речи с уточнения и закрепления правильного произношения звуков. Вначале это гласные звуки ( а, у, и, о) и простые в артикуляционном отношении согласные ( м, п, б, ф, в ).
Конечно, такие занятия должны проходить в игровой форме, чтобы малышу было не скучно повторять звуки и слоги: «у-у-у» - паровоз; «в-в-в» - пропеллер самолёта; «би-би-би» - машина; « му-му-му» - телёночек и т.п. Затем нужно закрепить отработанные звуки, обращая внимание на то, как они произносятся в словах. Важно, чтобы не только звук, но и всё слово звучало чётко и внятно. Дальнейшее закрепление звуков и слов происходит во фразовой речи. Учите чёткому произношению слов в произношении.
Родителям необходимо знать о том, что речевые возможности маленьких детей индивидуальны: что удаётся одним, не под силу другим. И это понятно: голосовой аппарат малышей третьего жизни ещё  недостаточно окреп. Вы заметили, что в речи вашего ребёнка присутствует торопливость, он не умеет регулировать громкость речи? Тогда используйте речевые задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Учите произносить слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно), правильно пользоваться интонационными средствами выразительной речи.
Не забывайте, что поэтический фольклор для самых маленьких (песенки, пестушки, присказки, сказочки, небылички и др.) «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребёнка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста ребёнок должен слышать произведения устного народного творчества.
Таким образом, если вы с самого рождения ребёнка заботились о его речевом развитии, то к 2 годам он будет пользоваться трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения, в 2 года 6 месяцев сможет говорить предложениями, состоящими более чем из трёх слов, а в 3 года использовать в своей речи сложные предложения.

 

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. — М.: Просвещение, 1986.
   
  Rambler's Top100