logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Распределение непосредственной образовательной деятельности по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (образовательная область «Художественного творчества»

Автор: Пашневой Виктории Анатольевной, педагог дополнительного образования по изодеятельности МАДОУ детский сад N66 «Центр развития ребенка «Теремок» г. Белгорода.

 

месяц

N n/n

Лексическая тема

Тема занятия
с. – старшая группа,
п. - подготовительная группа

Расширение
словарного
запаса детей

Использование элементов логоритмики

Творческое задание: с. – старшая группа,
п. – подготовительная группа

Сентябрь

 

 

 

 

 

1

 

Логопедическое обследование

С.: «Страна игралочка»
  
  
п.: «Давайтепознакомимся»

геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
название пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец; кисонька – мурысонька.

1. Логопедическое упражнение «Кисонька».
2. Обыгрывание потешки «Кисонька – мурысонька».
3. Пальчиковая игра без предметов: «Пальчики знакомятся».
4. Динамическое упражнение «Летите ласточки».
5. Коммуникативная игра «Подружились».

с.: Малыши нарисовали что-то непонятное (лист бумаги А4 с изображением геометрической фигуры – круг) и просят превратить их каракули в красивые предметы с помощью маркеров (фломастеров).
п.: Научите кота Тома рисовать, превратите знакомые геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) в предметы (листы бумаги А4 различных цветов с изображением фигуры, изображенной пунктирной линией; фломастеры (маркеры), блопены.

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

2

Логопедическое обследование

С.: «Здравствуй, дружок!»

 

п.: «В гостях у четвероногих друзей»

Деревянный, резиновый, пластмассовый, металлический, стеклянный; круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный.

1. Логопедическое упражнение «Кисонька».
2. Релаксационное упражнение «Встреча».
3. Игровое упражнение «Кошка точит когти», «Катание шарика».
4. Динамическое упражнение «Танцуют все!».
5. Пальчиковая игра без предметов «Дружные пальчики».

с.: Превратить личико (овал) в цыпленка, «одеть» его в перышки – обвести маркером геометрическую фигуру, методом «тычка» изобразить перышки» (жесткая кисть, гуашь), накормить новорожденного цыпленка пшеном – «пальчиковая палитра».
п.: Закончить (исправить) фотоснимок кота Тома (лист бумаги А4 с изображением округлых линий или многоугольных форм. Материал: фломастеры или краска для рисования пальцами.

Сентябрь

 

 

 

 

3

«Овощи»

С.: «Поможем зайцу Коське»

 

п.: «Что нам осень принесла»

название овоща, признаки (по цвету, по форме, на вкус, на ощупь); действия: расти, зреть, поспевать, собирать, хрустеть, заготавливать, выдергивать.

1. Ритуал «Здравствуй, солнце золотое!».
2. Динамическое упражнение «Овощи».
3. Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка».
4. Коммуникативная игра «Огурчик».
5. Ритуал «Прощание».
6. Обыгрывание стихотворения «Что нам осень принесла» (подготовительная группа).

с.: Обвести изображение предмета (овоща) по контуру пальчиком с краской «залить соком», изображение вертикальных линий пальцем – прием «растяжка точки».
п.: обвести предмет по контуру восковым мелком (мягким), «заливка» цветом (акварель, широкая кисть) на листе А4.

 

 

4

«Фрукты, ягоды»

С.: «По малину в сад пойдем»

 

п.: «На ягодной полянке»

фрукты: яблоко, груша, слива, абрикос, лимон, апельсин, мандарин, персик, вишня, банан; сад, плод, ветка, кора, семена, дерево.
ягоды: клубника, земляника, малина, крыжовник, смородина; куст.
признаки: сладкая, фруктовый, ягодная;
действия: собирать, мыть, отжимать.

1. Ритуал «Здравствуй, солнце золотое!» или «Приветствие».
2. Творческий этюд «Фруктовое (ягодное) дерево»; мимическое упражнение «Арбуз».
3. Динамическое упражнение «По ягоды» (хоровод), «По малину в сад пойдем».
4. Пальчиковая гимнастика «Яблоко».
5. . Коммуникативная игра «Хоровод дружбы».
6. Ритуал «Сбрось усталость».

 

с.: Надо помочь отыскать ягодки (землянику) – нарисовать стебли, травку по пунктирным линиям пальчиком с краской, ягодки – печать (краска гуашь).
п.: с помощью восковых мелков изобразить стебли, листья куста малины; ягоды – «пальчиковая палитра», ежику (аппликация) подарить яблочки – печать (краска гуашь). 

 

Октябрь

 

1

«Грибы»

С.: «Поможем ежу Пыху»

п.: «Корзинка с грибами в подарок»

грибы, растение, съедобный, несъедобный, опята, подберезовик, подосиновик, боровик, лисичка, рыжик, сыроежки, собирать, наклонись, лесок, грибок, корзинка, подарок, цвет, шляпка, ножка.

1. Ритуал «Приветствие»/ «Здравствуй, солнце золотое!».
2. Игра – импровизация «Грибочки».
3. Мимическое упражнение «Эхо».
4. Игра «Мы в лесок пойдем».
Динамическое упражнение «По грибы». (подгот. гр.).
5. Упражнение на мелкую моторику: «Шуршалка» (старшая гр.); «Качели», «Приветствие» (подгот. гр.).
6. Ритуал «Дружба начинается с улыбки».

с.: изобразить грибы для ежика Пыха (аппликация) с помощью трафарета, окраска методом «тычка», «пальчиковая палитра» (гуашь).
п.: изобразит грибы в корзинке с помощью своей ладошки (простым карандашом, с опорой на схему последовательности изображения предметов (грибы, корзинка). Закончить работу гуашью (гуашь или мягкие цветные карандаши или восковые мелки».

Октябрь

2

«Деревья. Осень»

С.: «Дерево в осеннем наряде»

п.: «В нашем саду осень»

Дерево, хвойное, лиственное, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, золотая, багрянец, урожай, ненастье, увядание, унылая, богатый, частый дождь, дивная, печальная, летят, падают, готовятся к зиме, желтеют, сохнут, моросит.

1. Ритуал «Здравствуй, солнце золотое!».
2. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».
3. Массаж кистей рук «Мышка», дыхательное упражнение «Мышка принюхивается».
4. Динамическое упражнение «Прогулка в лесу» (сад).
5. Упражнения на мелкую моторику «Шуршалка», «Приветствие», «Качели».
6. Ритуал «Сбрось усталость».

с.: изобразить дерево с помощью собственных пальцев и ладошки (ствол, ветки; листья – прием «примакивание»), печаток (спелые плоды). Материал: гуашь + крахмал; пробковые печатки.
п.: изобразить деревья с помощью коктельной трубочки и туши («кляксография выдуванием»); «одеть» деревья в осенний наряд в технике «пальчиковая палитра» (гуашь, формат листа А3).

 

 

 

3

«Игрушки»

С.: «В магазине «Игрушки»

п.:  «Я люблю свою лошадку»

игрушки, магазин, любимая, мягкая, круглый, меховая, легкий, гладкий, пластмассовая, яркая, нарядная, бросать, беречь, ловить, собирать- разбирать, прыгать, ехать, мыть, плавать, лежать.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Обыгрывание стихотворения С. Маршака «Мяч» (ст. гр.); А. Барто «Игрушки» (подгот. гр.).
3. Пальчиковая игра «Игрушки».
4. Динамическое упражнение «В магазине игрушек».
5. Дыхательное упражнение «Пожалеем Мишку» (ст. гр.); «Шарик наш воздушный» (подгот. гр.).
6. Ритуал «Прощание».

с.: изобразить на полочках (лист бумаги А4) игрушки округлой формы с помощью фломастеров с опорой на пунктирные линии, заштриховать изображение мягкими цветными карандашами.
п.: обвести контур лошадки по пунктирной линии карандашом, «причесать» гриву, украсить точками и кружочками с помощью ватной палочки и печатки (гуашь, лист бумаги А3).

Октябрь

 

 

4

Человек, части тела»

С.: «Девочки водят хоровод»
п.:  «Дружные девочки – краски»

тело, туловище, голова, черты лица (глаза, уши, нос, рот, губы, волосы); руки, ноги, пальцы (и их названия), девочка, мальчик, зрение, слух, голос, речь, высокий, низкий, левая, правая; спектр, радуга, цвета.

1. «Приветствие» - ритуал.
2. Упражнения на мелкую моторику «Выгладим платочки», «Приветствие», «Тихо – громко».
3. Мимическое упражнение «Кукла заболела».
4. Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя».
5. Танец «Мишка с куклой пляшут полечку».
6. Ритуал «Прошепчи прощанье» (ст. гр.); релаксация «Радуга» (подгот. гр.).

с.: обвести предметную основу (кукла в платье до пят), дорисовать черты лица с помощью фломастера, заливка цветом (цвета радуги по горизонтали), гуашью и кистью.
п.: обвести предметную основу по контуру (платье), дорисовать части тела с помощью шаблона (геометрические фигуры), черты лица – фломастером, заливка цветом «платья»  (у каждой девочки свой цвет – цвета радуги).

Ноябрь

 

 

 

1

«Одежда»

С.: «Рковички для зайчат»

п.: «Мой любимый свитер»

одежда, пальто. Плащ, куртка, свитер, брюки, рубашка, платье, майка, трусы, шорты; рукавицы (варежки), перчатки, шапка, шуба; теплая, шерстяная, байковая, пушистая, надеть, носить, снимать; узор, орнамент, ритм, колорит.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Упражнения по мелкой моторике «Шуршалка», «Качели», «Тихо-громко»;
3. Дыхательные упражнения «Дятел» (подгот. гр.); «Ветер» (ст. гр.).
4. Логоритмическое упражнение «Сова».
5. Пальчиковая гимнастика «Наши помощники».
6. Ритуал – релаксация на расслабление «Подарки».

с.: изобразить рукавичку ориентируясь по пунктирным линиям, украсить предмет с помощью печати по трафарету (фрукты, овощи) и «пальчиковой палитры» (лист бумаги А4, гуашь, поролоновые тампоны, ватные палочки).
п.: обвести предмет по контуру (основа), графическое изображение линий (полоски) маркерами, печать ватными палочками (акварель).

 

 

 

2

«Обувь»

С.: «Сапожки на быстрые ножки»

п.: «Сапожки для гномов»

Обувь, сапоги, ботинки, валенки, сандалии, туфли, кроссовки; легкие, теплые, кожаные, валенная, шерсть, ходить, прыгать, бегать, шуршать, шлепать, резиновые, гномик, заливка, обвести.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Динамическое упражнение «Гномы».
3. Пальчиковая гимнастика «Угощение гномов».
4. Упражнения по мелкой моторике: «Шуршалка», «Золушка» («Белоснежка»), массаж ладоней орехами.
5. Мимическое упражнение «Нука, повтори!».
6. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг (ст. гр.); ритуал "Прошепчи прощенье» (подг. гр).

с.: обвести по контуру основу (сапожки) на листе бумаги (тонированной) А4 или А3; украсить с помощью печати печатками и ватными палочками.
п.: обвести предмет по контуру с опорой на пунктирную линию; «заливка» цветом (гуашь, кисть-флейц), фон – лужица (художественный мазок).

Ноябрь

 

 

3

«Головные уборы»

С.: «Платочки для матрешки»

п.: «Кокошник для Аленушки»

Головной убор: кепка, шапка, шляпка, платок, косынка, ушанка, бескозырка, фуражка, кокошник, сорока, кичка; мех, кожа, соломка, шелк; завязать, надеть; вышивка, бисер, кант, аппликация, украсить, нарядиться, носить.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Упражнения по мелкой моторике: «Тихо-громко», «Ай-да», «Хваталка».
4. Разминка «Матрешки» (ст. гр.); «Хоровод» (подг. гр.).
5. Спонтанный танец с шифоновыми платочками.
6. Ритуал «Прощанье».

с.: лист бумаги квадратной формы 30Х30 с контурным изображением (пунктирная линия) горошин: закрашиваем горошины фломастером без нажима, весь платочек цв. карандашом (мягим) без нажима.
п.: обвести основу (кокошник) по контру; украсить бусинками (круги) и бисером (точки) изображаются цв. карандашом с нажимом, весь кокошник окрашивается цв карндашом без нажима.

 

 

 

4

«Посуда»

С.: «Узор на тарелочке»

п.: «Красивый чайный (кофейный) набор»

Посуда, сковорода, чашки, блюдца, кастрюля, ковшик, чайник, кофейник, сервиз, тарелки, фарфор, фаянс. Бьется, разбилась, десертные, столовые, чайная, сахарница, розетки; варить жарить, кипятить, заваривать, тушить (припускать), чаепитие.

1. Ритуал «Здравствуй, солнце золотое!».
2. Упражнения по мелкой моторике: «Золушка», «Шуршалка».
3. Пальчиковая разминка «Зеленая миска».
4. Импровизация движений под стихотворение «Кошка хвостиком играла» Н. Пикулевой.
5. Ритуал «Прощанье».

с.: тарелочку (картонный круг) украсить точкам, пальцами, полосками (на выбор) с помощью кисти, ватных палочек и гуаши.
п.: плоскостную фигурку Чашка, блюдце) украсить по мотивам гжельской росписи (самостоятельное составление цвета: голубой, фиолетовый) с помощью кисти, гуаши и ватных палочек (с опорой на алгоритм росписи).

Декабрь

 

 

1

«Продукты питания»

С.: Румяные пирожки для бабушки Плюшки»
п.: «Вкусный натюрморт»

Хлебобулочные изделия, котлеты, фарш, рыба – консервы, мясо – колбасные изделия; молоко – сыр, сметана, творог; первые и вторые блюда; компот, сок, мусс, морс, квас; кислый, соленый, сладкий, жареный, вареный, жидкий, густой, резать, чистить, мешать, варить, печь (выпекать).

1. Ритуал «Дружба начинается с улыбки».
2. Упражнения по мелкой моторике: «Тихо-громко», «Пирожки для бабушки», «Шуршалка» (ст. гр.); «Приветствие», «Катится колобок», «Соковыжималка» (подг. гр.).
3. Массаж пальцев «Куличи» (подг. гр.).
4. Логоритмическое упражнение «Заигра дудка».
5. Динамическое упражнение «Кто как ходит.
6. Ритуал «Подарки».

с.: обвести по контуру и заштриховать овалы восковыми мелками (пирожки) на листе бумаги (противне); заливка цветом листа (противня) акварелью (кисть – флейц).
п.: с помощью трафаретов (посуда) изобразить накрытый стол и добавить изображения торта с опорой на таблицу поэтапного рисования (варианты). Материалы: лист бумаги А3, трафареты, гуашь, фломастеры, ватные палочки, поролоновые тампоны.

Декабрь

 

 

2

 

С.: «Воробышки –серенькие перышки»
п.: «Зимняя  столовая»

птицы: воробьи, во??роны, вороны; туловище, крылья, хвост, оперенье, лапки, клюв, зимующие, жилье, прыгать, лежать, скакать, клевать, нахохлился, взъерошенный; тычком, кормушка, столовая птичья.

1. Ритуал «Дружба начинается с улыбки».
2. Игра – беседа «Все когда то мечтают стать птицей».
3. Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы» (с перышком).
4. Динамическое упражнение «Птицы».
5. Ритуал «Сбрось усталость» (ст. гр.); подвижная игра «Воробьи и кот» (подг. гр.).

с.: с помощью геометрических фигур (овал, круг) изобразить птицу (птиц) с расправленными крыльями на тонированной бумаги (на выбор) простым карандашом; одеть птиц в перышки методом «тычка» жесткой кистью и гуашью, дополнить изображение: «снег» - ватные палочки; «тучка или солнце» - кистевое письмо.
п.: обвести по точкам с опорой на указатель (стрелка) кормушку и птиц восковыми мелками; «перышки» - гуашью методом «тычка», «ветка дерева» - кистевое письмо, «ягоды рябины» - ватные палочки.

3

«Зима»

С.: «Зимний пейзаж»
п.: Открытка «Вот зима – кругом бело»

зимние месяцы: декабрь, январь, февраль; снег, мороз, снежинки, пороша, метель, бахрома, снегопад, зимовье; морозная, холодная, суровая,
студеная, легкий, пушистый, блестит, сверкает, метет, сгребают, скрипит, засыпает; разбеливание, холодные цвета, палитра.

1. Ритуал «Дружба начинается с улыбки».
2. Словесная игра «Каким бывает…?» (снег, зима, снежинки).
3. Спонтанный танец «Снежинки».
4. Дыхательное упражнение «Снежинка».
5. Пальчиковая разминка.
6. Релаксация «Звери и птицы» (подг. гр.).
7. Ритуал «Прощанье».

с.: затонировать лист бумаги в голубой цвет с помощью пастели,  с помощью трафарета «дерево» и поролонового тампона заснеженное дерево, «снежинки» рисуем ватными палочками.
п.: с помощью рамки из картона выделить центр открытки: затонировать лист бумаги пастелью; «кистевое письмо» - изображение дерева; дополнение рисунка с помощью восковых мелков, рамку украшаем снежинками с помощью гелевой ручки (серебро).

 

4

«Новый год»

С.: «Елочка нарядная»
п.: «Пляшут клоуны у елки»

новый год, новогодняя елка, елочные шары, карнавал, костюмы карнавальные, фонарики, огоньки, веселиться, танцевать, наряжаться, нарядная, сверкает.

1. Ритуал «Дружба начинается с улыбки».
2. Логоритмическое упражнение «В лесу родилась елочка».
3. Дыхательное упражнение «Снежинки».
4. Упражнения по мелкой моторике: «Шуршалка», «Хрустики», «Качели», «Фонарики».
5. Разминка для пальцев «Снег».
6. Любование результатами работы .

с.: 1-я подгруппа – на листах 20Х20 см. с опорой на линии в технике «по сухому фону» изображают пушистую ветку ели, пальчиками изображают огоньки (гуашь); 2-я подгруппа – изображают контур шара, штрихуют без нажима цв. карандашами и украшают рисунком из полос и точек фломастерами.
п.: изображение фрагмента ели -  лист бумаги 20Х20 см.; изображение иголочек фломастерами или восковыми мелками; на листе бумаги А5 изображение танцующего клоуна с помощью геометрических фигур (овал, круг, треугольник), с опорой на последовательности изображения человека.

Январь

1

«Зимние забавы»

С.: «Снежные человечки»
п.: «Ребята катаются с горки» или «Лыжная пргулка»

снеговик, снежный ком, лыжи, санки, коньки, одежда зимняя, заносы, буря, буран, стужа, замерзшая, холод, забавы.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Отгадывание загадок из волшебной рукавицы Деда Мороза.
3. Дыхательное упражнение «Снежинки летят».
4. Подвижная игра «Волчок».
5. Пальчиковая игра «Снеговик».
6. Ритмическое упражнение «Мороз» (подг. гр.).
7. Ритуал «Подарки».

с.: фон выполняется пастелью, снеговика изображают с помощью трафареты, гуаши и поролонового тампона; сугробы, деревья, снег – кистевое письмо.
п.: тонирование листа бумаги с помощью пастель; изображение елей, санок, детей – маркерами; изображение снежных хлопьев – ватными тампонами.

 

Январь

2

«Дикие животные
средней полосы России»

С.: «Портрет белочки»
п.: «Лисичка-сестричка»

с.: сказка, персонаж, герой, сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, колдовать, слушать, рассказывать.
п.: дикие животные, живут в лесах, на горах, в лугах, степях, на воде и под водой, в небесах и под землей; смешанная техника, колорит, цветовая гамма, композиция.

1. Ритуал «Доброе животное».
2. Логоритмическое упражнение «Ели на опушке».
3. Упражнения по мелкой моторике: «Тихо – громко», «Катится колобок», «Хваталки», «Мышка – поскребушка».
4. Ритмическая игра «Слезы зверей.
5. Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик».
6. Ритуал «Прошепчи прощанье».

с.: изображение белочки в сидячем положении, грызущей орешек (грибок) с опорой на схему последовательности изображения (лист А4, простой карандаш), «одеваем» в шубку (три цвета: оранжевая, коричневая, желтая) методом «тычка» (жесткая кисть, гуашь); прорисовка мордочки (тонкая мягкая кисть).
п.: расколдуем лисичку – обвести контур лисы и «одеть» ей шубку (составление цвета – оранжевый, коричневый), самостоятельное дополнение зимнего пейзажа: техника «по сухому фону», мятой бумагой, ватными палочками.

 

 

3

«Дикие животные
Севера и Южных стран»

С.: Белые медведи и забавные пингвины»
п.: «Я на солнышке лежу»

север, юг, холодно, тепло, стужа, жара; айсберг, льдина, лед, пальмы, кактусы, палит, горит, зной, водяной, древняя, царь зверей, заботливый, грозный, медлительная, быстрый.

1. Ритуал «Доброе животное».
2. Динамическое упражнение «Рыбки» (ст.гр.), «Обезьяны» (подг. гр.).
3. Упражнение на внимание «Белый медведь» (ст. гр.), «Кто как идет» (подг. гр.).
4. Упражнения по мелкой моторике: «Юла», «Мячики» (ст. гр.); «Ножницы», «Ладушки – ладушки».
5. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики устали».
6. Ритуал «Прощанье».

с.: тонирование листа бумаги пастелью, изображение медведя – печать ладонью, пингвина – печать кулачком; дополнение изображений с помощью тонкой кисти, снег, айсберги – оттиск мятой бумагой (лист бумаги А3, гуашь).
п.: обвести по контуру изображение предметов (черепаха, лев) восковыми мелками, дополнение пейзажа (горы, трава, пальмы), «заливка» фона – акварель.

Февраль

 

 

 

1

«Домашние животные»

С.: Приключения котят – шалунишек»
п.: «Лежебока – рыжий кот»

домашние животные: кошка (кот), собака (пес), лошадь, корова, коза, овца, баран, конь, бык, кролики, шерсть, кожа, теплый, помогает, пасутся, сторожит, охраняет; цвета контрастные, теплые, холодные, штриховка.

1. Ритуал «Доброе животное».
 2. Массаж биологически активных зон «Кисонька».
3. Упражнения по мелкой моторике: «Тихо – громко», «Мячики», «Мышка – поскребушка».
4. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
5. Ритмическая игра «Играет кот на скрипке».
6. Ритуал «Наши ножки устали».

с.: составление цветов: серый, коричневый, оранжевый; графические упражнения «Приключения котят» («Дождик», «Солнышко», «Радуга», «Извилистые дорожки», «Рыбалка», «Коврики для котят» - материалы: гуашь, фломастеры, восковые мелки, листы бумагиА5, А4.
п.: изображение лежачего животного с помощью овалов различной величины (простой карандаш), изображение полосатой шубки (цветные карандаши или восковые мелки), дополнительные детали (коврик, миска, мышки) с помощью фломастеров.

 

 

 

2

«Домашние животные»

С.: «Кудрявые овечки»
п.: «На выставке собак»или «Пудель Артемон»

домашние животные, детеныши: жеребенок, котенок, щенок, ягненок, поросенок; теленок, дают: молоко, шерсть, кожу; ласковая, добрая, пугливая, упрямая, резвый, веселый.

1. Ритуал «Доброе животное».
2. Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка».
3. Массаж биологически активных зон «Наступили холода».
4. Упражнения по мелкой моторике: «Качели», «Тихо-громко», «Мышка – поскребушка».
5. Динамическое упражнение «В деревне».
6. Ритуал «Прошепчи прощанье».

с.: обвести предметную основу по контуру с опорой на указатель (стрелка); украсить заветками – шерсткой (фломастер), заштриховать изображение цв. карандашом без нажима, дополнить рисунок (трава, цветы, кусты и т. д.).
п.: изображение собаки породы пудель простым карандашом с опорой на схемы поэтапного рисования, изображение шерсти различного окраса (серебристый, абрикосовый, коричневый) методом «тычка» (гуашь, бумага А4). 

Февраль

 

 

 

 

3

«Домашние птицы»

С.: Петушок – золотой гребешок»
п.: «На птичьем дворе»

домашняя птица: утка  (селезень) индюк (индюшка), гусь (гусыня), курица (петух); красивый, задиристый, большой, быстрый, разноцветный, водоплавующие; клевать, лежать, кричать, ходить, бегать, переваливаться, ухаживать, высиживать, щипать, шипеть.  

1. Ритуал «Доброе животное».
2. Упражнения по мелкой моторике: «Шуршалка», «Круть – верть», «Хваталка», «Музыкальные пальчики».
3. Динамическое упражнение «На птичьем дворе».
4. Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде».
5. Логоритмическое упражнение по стихотворению А. Барто «На деревенском дворе».
6. Ритуал «Прошепчи прощанье».

с.: рисунок птицы – петуха от ладони (простой карандаш), кистевая техника гуашью (радужный хвост, пестрое оперенье туловища), дополнение – «зернышки» ватными палочками, «примакивание» кистью.
п.: обвести изображение домашней птицы по контуру по указателю (стрелка); штриховка цв. карандашами, акценты – фломастерами.

4

«Защитники Отечества»

С.: Крокодил Гена идет в армию» (рисоваие военной технике)
п.: «Портрет богатыря – Илья Муромца!»

военные профессии: танкист, летчик, моряк, десантник, пограничник, артиллерист, ракетчик, кавалерист, пехотинец, воин, солдат, дружинник; военная техника: самолет, вертолет, пушка, пулемет; каска (шлем), меч (автомат), кольчуга; охранять, беречь, защищать, воевать, биться, следить.

1. Ритуал «Приветствии».
2. Динамическое упражнение «Встаньте смирно!».
3. Логопедическое упражнение «Пограничники».
4. Массаж ушей «На границе», гимнастика для глаз «Радар».
5. Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы».
6. Игра на внимание «Сигнальщики».
7. Ритуал «Доброе сердце».

с.: обвести по контуру с опорой на указатель (стрелка) изображение военной техники фломастером, заштриховать мягкими цв. карандашами.
п.: изображение человека в древнерусских доспехах с помощью шаблонов (геометрических фигур) в технике графика (материал: листы бумаги А4, цв. карандаши, фломастеры (маркеры).

Март

 

 

 

1

 

«Семья. Международный день -  8 марта»

С.: «Открытка для мамы»
п.: «Милой мамочки портрет»

семья, родители, дети, забота, мама, папа, сюрприз, родная, любимая, заботливая, ласковая, умная, красивая, серьезная, молодая; заботиться, помогать, рукодельница; цветы: мимоза, нарцисс, тюльпан.

1. Ритуал «Давайте настроимся».
2.  Динамическое упражнение «Маме надо отдыхать» (хотьба на носках и пятках).
3. Пальчиковая гимнастика «По клавишам стучим» (подг. гр.), «Я пеку, пеку» (ст. гр.).
4. Упражнение по мелкой моторике: «Золушка», «Музыкальные пальчики», «Соковыжималка», «Выгладим платочки».
5. Дидактическое упражнение «Солнечный зайчик».
6. Ритуал «Доброе сердце».

с.: изображение вазы с помощью трафарета (гуашь, поролоновый тампон); изображение цветов (букет) в технике «монотипия» (акварель).
п.: изображение человека (мамы) крупно с опорой на шаблон  и схему изображения лица человека (материал: пастель, фломастеры, цв. карандаши или восковые мелки); дополнение – цветы в технике «бумагопластика».

 

 

 

 

2

«Весна»

С.: «Весна идет…»
п.: «Весенний натюрморт»

весна: март, апрель, май; оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, почки, листочки, трава, подснежник, пролески, сосульки, сережки, погода; заливка, лессировка; акцент, смешанная техника; колорит, сочетание цветов, полутона.

1. Ритуал «Давайте настроимся».
2. Ритмическая игра «Бубен».
3. Упражнения по мелкой моторике: «Ножницы», «Массаж для ежика», «Ладушки – ладушки», «Тихо – громко».
4. Дыхательное упражнение «Ветерок».
5. Пальчиковая гимнастика «Кап – кап – кап, капель звенит».
6. Ритуал «Доброе сердце».

с.: изображение пейзажа – вида из окна (березка или верба в цвету, проталины, пролески на почках, весеннее утро) с опорой на схему поэтапного рисования пейзажа (задний и передний план), материалы: восковые мелки, акварель, уголь, пастель, ватные палочки, мягкая кисть, кисть – флейц.
п.: рисование натюрморта с натуры (сверяем со схемой поэтапного рисования). Изображение тюльпанов (акварель), мимозы (гуашь, «тычком»), ваза – мятая бумага, фон – пастель.

Март

 

 

 

3

«Перелетные птицы»

С.: Доброе дерево встречает своих друзей»
п.: «Жура – жура - журавель, облетел ты сто земель…»

перелетные птицы, журавль, дерево, сад, лес, роща, ветка; река, озеро, болото; гнездо, скворечник, перелет, длина ног, стая, косяк, клин, караван; перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, трудолюбивые, дружные, заботливые, звонкие.

1. Ритуал «Давайте настроимся».
2. Динамическое упражнение «Заботливое солнышко».
3. Массаж биологически активных зон «Сорока».
4. Логопедическое упражнение «Скворечник».
5. Упражнения по мелкой моторике: «Шуршалка», «Тихо – громко», «Мышка – поскребушка».
6. Дидактическое упражнение «Расскажи о птице».
7. Ритуал «Солнышко».

с.: изображение ветки по опорным линиям, изображение птицы от знакомой формы – овал (трафарет) – листы бумаги 30Х30 см., восковые мелки; заливка фона акварелью.
п.: изображение пейзажа 3-х плановое (передний, средний, дальний) в смешанной технике изображение птицы (журавля) с опорой на схему поэтапного рисунка: листы бумаги А3, пастель, уголь, восковые мелки, гуашь.

 

 

 

4

«Мебель»

С.: «У кошки новоселье»

п.: «В избушке трех медведей»

мебель: шкаф, полки книжные, диван, кресло, стол и стулья, комод, этажерка, тумбочка; мягкая, жесткий, многоярусная, удобная, высокий, низкий, широкий, узкий; стоит, висит, расставить.

1. Ритуал «Давайте настроимся».
2. Беседа о мебели.
3. Динамическое упражнение «Вот проснулись, потянулись» (ст. гр.), «Медвежата» (подг. гр.).
4. Инсценировка «Кошкин дом» (русская народная потешка) для ст. гр.; массаж рук «Строим дом» (подг. гр.).
5. Дыхательное упражнение «Шарик».
6. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
7. Ритуал «Солнышко».

с.: изобразить интерьер гостиной комнаты для кошки, центральный предмет – диван изображается с помощью шаблона (овалы различной величины) и восковых мелков, интерьер дополняется полками книжными на стене, торшером или вазой  с цветами на полу (или ковриком) – заливка фона акварелью.
п.: изображение предметов мебели и др. элементов интерьера индивидуально. Объединение предметов на общем панно. Техника рисования – графика (восковые мелки, цв. карандаши, пастель).

Апрель

 

 

 

 

1

«Транспорт»

С.: «Ракета стартует»
п.: Космические корабли» (коллективное творчество).

транспорт: воздушный, наземный, водный; легковой, грузовой, пассажирский, железнодорожный, городской; путешествовать, ехать, быстро, медленно.

1. Ритуал «Давайте настроимся».
2. Упражнение на координацию речи и движения «Полет».
3. Игра «Звездочки».
4. Упражнения по мелкой моторике: «Круть - верть», «Кулак – ребро – ладонь», «Тихо – громко».
5. Ритмическое упражнение «Космонавты».
6. Пальчиковая гимнастика «Ракета».
7. Ритуал «Свеча».

с.: изображение ракеты над земным шаром в смешанной технике; изображение звезд ватными палочками (гуашь), заливка фона – акварель.
п.: изображение космического корабля с опорой на пунктирный контур, составление общей композиции (материал: бумага А4, цв. карандаши, фломастеры).

 

 

 

2

«Профессии»

С.: «Юные автомобилисты»
п.: «Юные строители – архитекторы (коллективное творчество)

названия профессий; признаки: добрый, внимательный, ответственный, знающий, добросовестный, дисциплинированный; действия: чинит, водит, стрит, кладет, строгает, сваривает, поднимает, стеклит, устанавливают.

1. Ритуал «Приветствие».
2.  Упражнение на координацию речи и движений (с демонстрацией инструментов) «Умелые руки».
3. Ритмическая игра «Молоток» (подг. гр.), фонопедические упражнения «Машина» (ст. гр.).
4. Комплекс упражнений на динамику «Профессии».
5.  Упражнения по мелкой моторике: «Портной», «Шофер».
6. Пальчиковая гимнастика «Машина» (ст.гр.), «Строители» (подг. гр.).
7. Ритуал «Доброе сердце».

с.: изображение машин различного назначения по опорным линиям в технике графика (материал: гелевые ручки, цв. карандаши, фломастеры, листы бумаги А4).
п.: изображение домов многоэтажных с опорой на иллюстративный материал в смешанной технике; различной техники (грузовые машины, башенный кран, автокран). Объединение отдельных работ в общую композицию.

Апрель

 

 

 

3

«Рыбы»

С.: «Золотая рыбка в аквариуме»
п.: «Подводное царство (коллективная работа)

рыбы: туловище, плавники (спинной, брюшной, хвостовой), глаза, рот, чешуя; золотая, гуппи, меченосец, вуалехвост, неоновые, петушок, рыба – мечь, скат, треска; речная, морская, океаническая.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Песня с движениями «Рыбка».
3. Самомассаж тела «Черепаха».
4. Упражнение на координацию речи и движения «У моря» (подг. гр.); упражнение «Рыбки разговаривают» (ст. гр.).
5. Дыхательное упражнение «Ветер».
6. Упражнение по мелкой моторике «Круть – верть», «Хваталки», «Музыкальные пальчики» (шум моря).
7. Ритуал «Солнышко».

с.: на листе бумаги А3 (аквариум) изображается (крупно) по опорным точкам (с цифрой) золотая рыбка восковыми мелками; дополняется изображение деталями: водоросли, камешки, ракушки, пузырьки воздуха (свеча); заливка фона (вода) акварелью.
п.: изображение рыб с опорой на схему поэтапного рисования (морская и океаническая) индивидуально; коллективно: подводное царство (водоросли, камешки, кораллы, ракушки, морские животные и т. п.) – с помощью печаток, ватных палочек, мятой бумаги, воздушных фломастеров. Основа – рулонная бумага голубого цвета (можно обои).

 

Апрель

 

 

 

4

«Насекомые»

С.: «В царстве зеленых трав (коллективное творчество)
 п.: «Чаепитие у мухи – цокотухи» (коллективная работа)

насекомые: божья коровка, муха, комар, пчела, шмель, таракан, стрекоза, водомерка, жук – олень, кузнечик, светлячок; крылатые, маленькие, большие, летают, ползают, прыгают, грызут, сосут, жужжат, стрекочут; муравьи (рабочие,  солдаты, няньки).

1. Ритуал «Здравствуй, солнце золотое!».
2. «Звуковое дыхание» - дыхательное упражнение.
3. Массаж биологически активных зон «Пчела».
4. Динамическое упражнение «Муха – Цокотуха».
5. Пальчиковая игра «Муха», «Гусеница».
6. Подвижная игра «Спрячься от паука» (ст. гр.); коммуникативная игра «Фонарик» (подг. гр.).
7. Ритуал «Солнышко».

с.: изображение насекомого с опорой на точки (с цифрами), разукрасить с помощью графических материалов (гелевые ручки, цв. карандаши, фломастеры); формат листа А5; фон – ткань натянутая на рамку, изображают коллективно с помощью пальцев, ладоней, печаток, штампов (гуашь).
п.: изображение насекомых (2-3 шт.) в технике графика (материалы: лист бумаги А5, гелевые ручки, цв. карандаши, фломастеры); лист ватмана – накрытый к чаепитию, стоя – изображают: самовар, блюдца, вазы со сладостями, сдобой.

 

Май

 

 

 

1

«Наша Родина. День Победы»

С.: «Салют над Спасской башней Кремля»
п.: «У вечного огня» (коллективное творчество)

защитники, захватчики, Родина Отечества, завоевать, отстоять, капитулировать, герой, ветеран войны, обелиск, вечный огонь, салют, Кремль, Москва, площадь красная; коллаж (аппликация и рисунок).

1. Ритуал «Здравствуй, солнце золотое!».
2. Игра на развитие слухового внимания «На самолете».
3. Упражнение с флажками (ст. гр.), «Наша армия» (подг. гр.)
4. Упражнение по мелкой моторике: «Тихо – громко», «Музыкальные пальчики», «Кулак – ребро – ладонь».
5. Пальчиковая игра «Бойцы – удальцы».
6. Ритуал «Свеча».

с.: оформить фон пастелью, изображение Спасской башни Кремля по трафарету (гуашь); салют – рисование воздушными фломастерами (блопенами).
п.: Коллективный коллаж с использованием аппликации (кремлевские стены, башни), бумагопластики (цветы); изображение праздничного неба с салютом (рисование по сырому фону), вечный огонь (монотипия), цветущие ветки деревьев (печать). Композицию рисунка выстраивает педагог.

Май

 

 

2

«Цветы»

С.: «Дивные цветы на клумбе»
п.: Юные художники – реставраторы»

цветы: садовые, луговые, оранжерейные, лесные, комнатные; цветут, растут, прорастают, увядает, сохнет, семена, стебель, листья, бутон, венчик, лепестки; душистые, яркие, ароматные, нежные; благоухание; оттенки красного и зеленого цветов, сажать, поливать, рыхлить, ухаживать, срезать.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Упражнение на развитие мимических мышц «Цветы» (ст. гр.)
3. Мимическое упражнение «Рисунок» (подг. гр.).
4. Пальчиковая игра «Я – художник».
5. Подвижная игра «День – ночь» (ст. гр.; «Я садовником родился» (подг. гр.).
6. Ритуал «Солнышко».

с.: изображение цветов в технике бумагопластика на листе бумаги светло-зеленого цвета; оформление коллективного фона: «художественный мазок».
п.: на листе бумаги 20Х20 см. (фрагменты картины) «оживить» ветку куста розы с цветами (обвести по контуру восковыми мелками, пастелью, растушевка цвета лепестков роз и листьев куста); заливка фона акварелью (кисть – флейц). Составление общей композиции «Розовый куст».

 

 

 

3

«Лето» (ст. гр.)
«Школа. Школьные принадлежности»

С.: «Лето, лето, лето! Какого оно цвета?»
п.: «Уроки доброй Совы»

лето: июнь, июль, август; зной, жара, гроза, ливень, цветение, созревание; цветы летние, деревья (хвойные, лиственные); школа, портфель, звонок, урок, учитель, ранец, тетрадь, ручка, книга, дневник, карандаш, линейка, ластик.

1. Ритуал «Приветствие».
2. Речевое упражнение «Утро».
3. Двигательное упражнение «Солнечные зайчики» (ст. гр.). Динамическое упражнение «Сова» (подг. гр.).
4. Упражнение по мелкой моторике: «Музыкальные пальчики», «Помощники», «Кулак – ребро – ладонь».
5. Пальчиковая игра «Гусеница» (ст. гр.); массаж пальцев «Прогулка» (подг. гр.).
6. Релаксация «Радуга» (ст. гр.), «У моря» (подг. гр.).

с.: изображение цветов, насекомых, животных, птиц с использованием собственной ладони, пальцев рук, геометрических шаблонов, трафаретов и разнообразных изоматериалов (гуашь, акварель, блоперы, гелевые ручки, тушь, печатки, штампы, трубочки).
п.: графическое упражнение «Дорожки» в школе доброй Совы; изображение игрушек для малышей (обвести контур по пунктирным линиям, точкам, раскрасить гелевыми ручками, цв. карандашами.

 

Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
2. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, упражнения, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
3. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
4. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
5. Гаврина С. Е. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007 – 192 с.
6. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003. – 32 с.
7. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2006. – 24 с.
8. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
10. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 137 с.
11. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005 – 93 с.

   
  Rambler's Top100