logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Особенности познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического развития»

Статья для учителей-дефектологов.

Автор: Садовникова Надежда Федоровна, учитель - дефектолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N23 компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики.

 

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством [3].Необходимость изучения проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического, умственного развития ребёнка [1].
В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов [3]. По мнению Г. И. Щукиной [18 с. 8], «познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям».
У детей с задержкой психического развития проявления познавательного интереса имеют свои особенности. Дадим определение, что такое «задержка психического развития».
Задержка психического развития – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития, который выражается в малой целенаправленной умственной деятельности, бедности запаса представлений, низкой концентрации внимания, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности, быстрой её пресыщаемости, преобладании игровых интересов [4].    Особенностями познавательного интереса у дошкольников с задержкой психического развития являются, что с задержкой психического развития подвержены стрессовым реакциям в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию) их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил. По мнению Р. Д. Тригер [17] в связи с последним фактом повышенной значимости для дошкольников с задержкой психического развития положительных поддерживающих отношений со стороны близких взрослых. Это с одной стороны, обуславливает их повышенную чувствительность и ранимость в ситуации критических замечаний со стороны взрослых, а с другой - в этом и заключен определенный потенциал развития познавательного интереса.
 По сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, с задержкой психического развития характеризуется сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в незначительной любознательности. Если большинство обычных детей дошкольного возраста имеют потребность задавать вопросы и этот возраст учеными назван "возрастом почемучек", которые задают много вопросов относительно предметов окружающего мира, то с задержкой психического развития в этом отношении значительно отличаются от нормально развивающихся дошкольников. Одни из них вообще не задают вопросов, они медлительные, пассивные, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств предметов и явлений. Эту проблему изучали У. В. Ульенкова [12], Т. В. Егорова [8], Т. А. Стрекалова [16] ими было выявлено, для детей с задержкой психического развития характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности.
          Как было отмечено ранее, мышление у детей с задержкой психического развития сохранно, характеризуется способностью к обобщению, абстрагированию, принятию помощи, переноса умения в другие ситуации. Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во вех компонентах структуры мышления [4]. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности Этим обусловлены то, что у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы: восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития. Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с психических познавательных процессов. Психические познавательные процессы - это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие как процесс, так и результат. К их числу относятся ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность [12].В целом, мотивационно-потребностная сфера, как и в операционно - технической составляющая отстает от нормативных возрастных характеристик в среднем на 2-3 года, о чем уже говорилось выше при характеристике отдельных составляющих психики ребенка с задержкой психического развития [12].
 У. Б. Ульенкова [12] считает, что в условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности, что проявляется в несформированности всех структурных компонентов познавательного интереса.
Исследованием познавательного интереса детей дошкольного возраста с задержкой психического развития изучалась У. В. Ульенковой [12], ею выделены основные параметры к познанию, для нас особый интерес представляет мотивационный компонент, составляющие которого являются - интерес ребенка к заданию; особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности; эмоциональное отношение к возможному продолжению деятельности. В регуляционном компоненте выделяют:
 - степень полноты принятия полученной информации;
 - степень сохранения его до конца деятельности;
- качества самоконтроля по ходу выполнения;
 - качество самоконтроля при оценке результата деятельности;
 - способностью критично относится к результатам деятельности своего труда, обосновать его оценку.
Ориентировочно - операционном компонент составляют:
 - особенности программирования ребенком предстоящей деятельности;
 -особенности вербализации задания (свидетельствующий об осознании) ;
 - особенности вербализации задания (свидетельствующий об осознании общей цели, средств и способов его выполнения) ;
 - уровень выполнения и осознания действий.
 В исследовании У. В. Ульенковой [12] были получены такие результаты, для детей с задержкой психического развития характерны позитивные характеристики: осознание общей цели задания, подчинение ей своей деятельности на протяжении всего времени выполнения; попытка использования видимых эталонов для контроля и оценки результатов своей деятельности; негативные характеристики - отсутствие положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент её прекратить) ; вербализации только общей цели при отсутствии вербализации плана деятельности; использования техники бездумного копирования предложенного образца, без использования логики и средств его достижения; отсутствие способности к адекватной оценке результата своей деятельности.
Таким образом, сделаем вывод, особенностями познавательного интереса детей дошкольного возраста с задержкой психического развития являются низкая познавательная активность, менее любопытны, они не задают познавательных вопросов, а если и испытывают в этом потребность, то вопросы имеют характер, относительно знакомых предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно - следственных закономерностей явлений или событий. Так же отметим, что для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития характерно:отсутствие положительного эмоционального отношения к выполняемой деятельности (готовность в любой момент её прекратить, отсутствие способности к адекватной оценке результатов своей деятельности, которая состоит в том, что ребенку необходима помощь и поддержка со стороны педагога, было отмечено, что для них создается некомфортная ситуация момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.) . При этом выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети с задержкой психического развития не заинтересованы в результате выполнения задания.

Использованная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы. Общая психология / Б. Г. Ананьев. – М.: ОЛМА - Пресс, 2003. – 325 с.
  2. Бабанский, Ю. К. Развитие познавательного интереса школьников / Ю. К. Бабанский // Дополнительное образование. – 2003. – N 3. – С. 14-17.
  3. Баранова, Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8лет Э. А. Баранова // Вопросы психологии. - 2007. - N 4. - С. 45-55.
  4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. / Блинова Л. Н. учеб. пособие. – М. : НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с.
  5. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. – М. : Педагогика, 2000. – 175 с.
  6. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольников / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Академия, - 3 - е изд. испр. и доп. 2001. – 151 с.
  7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / М. : Педагогика, 2001. – Т. 3: - Развитие высших психических функций. – 329 с.
  8. Егорова, Т. В. Исследование методики "Простые аналогии при диагностике задержки психического развития. " / Т. В. Егорова. // Психологическая диагностика: ее проблемы и методы. – 2005. N 7. С. 11 -
  9. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2002. – 351 с.
  10. Куликова Т. А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 9. – С. 38 – 42.( 31)
  11. Перре-Клермон, А. -Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. / А. - Н. Перре-Клермон. — М. : Педагогика, 1991. - 210 с.
  12. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. / под ред. У. В. Ульенковой. – СПб. : 2007 - 248 с. (60)
  13. Рамонова, К. М. О ппсихологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста / К. М. Рамонова // Вопросы психологии. — 2000. — N 10, С. 4 - 8.
  14. Савина, Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу / — ВГПИ им. А. С. Серафимовича. Волгоград, 2007. — 192 с.
  15. Стрекалова, Т. А. Особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития / Т. А. Стрекалова // Дефектология. – 2003. - N 4. – С. 51-57. (68)
  16. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – 3 - е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2007. – 351 с.
   
  Rambler's Top100