logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Семья и детский сад: совместное воспитание дошкольника.

Автор: Феофанова Марина Петровна, воспитатель, управление образования администрации городского округа Коломна муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N12 общеразвивающего вида «Пчелка», г.о. Коломна.


Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества.
В соответствии ФГОС ДО программа «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая   моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности   к   своей   семье   и   к   сообществу   детей   и   взрослых   в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме природе.
Ребёнок удивляет нас недетскими рассуждениями, иногда докучает капризами. Он учится жить в коллективе сверстников, проявляет свою индивидуальность, свое Я, дает понять, что он тоже личность, имеющая свои права. Ребенок знает ещё очень мало, плохо ориентируется в таком противоречивом мире взрослых, иногда бывает испорчен неудачным семейным воспитанием. Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. А семья для ребёнка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
От того, как мы взрослые, их воспитываем, зависит наше будущее. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд актуальных.
Педагоги нашего ДОУ не могут представить свою работу без сотрудничества с    родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй.  Каждое  дошкольное  образовательное  учреждение  не  только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Многие  родители  не  имеют  специальных  знаний  в  сфере  воспитания  и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому мы считаем, если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то все произошедшие    изменения    в    жизни    ребенка    будут    ему    во    благо.

 

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому  мы, воспитатели, проявляем   инициативу и   стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатываем разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Для успешного   сотрудничества   мы   изучаем   семью   воспитанника,   повышаем уровень педагогической компетентности родителей через лекции, семинары, консультации,  родительские  уголки,  беседы,  пособия,  дискуссии,  круглые столы, привлекаем родителей  к работе детского сада посредством организации досуговых          мероприятий.
Первым этапом нашей работы является адаптационный. Это налаживание контактов с родителями, создание атмосферы доверия и сотрудничества в коллективе, именно это помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию и обучению дошкольников. Для этого проводится родительское собрание,  где  родители  в  непринужденной  обстановке  знакомятся  друг  с другом, рассказывают о себе, о семье, о своем замечательном ребенке. В свою очередь мы сообщаем родителям о первых шагах их детей в коллективе, где отмечаются только положительные качества детей. Обсуждаем вопросы, волнующие родителей. Это общение дает позитивный настрой, у родителей появляется желание   принимать участие в жизни группы.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной,         наглядной         форм         работы.
Групповые   родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь  коллективу педагогов,      активно  включиться в  процесс  воспитания детей. Собрание готовим таким образом, чтобы родителям было интересно и полезно присутствовать на них – проводим выставки детских работ (рисунки, аппликации  и  т.д.).
Для индивидуальной работы используем  консультации, беседы, целью которых является обсуждение того, как ребенок продвигается в своем развитии, чем озабочены педагоги и папа с мамой. На такие консультации стараемся приглашать всю семью, так как  это благотворно сказывается на формировании единого   педагогического   подхода.
Одна из важных форм работы с родителями – праздники и развлечения. Их готовят не только педагоги, но и активно участвуют родители,  несмотря на занятость. Это дает им возможность лучше понимать своих детей, когда те выступают перед ними. Родители проявляют смекалку, фантазию в различных конкурсах, читают стихи, рассказывают истории. А на лицах детей можно увидеть радость и гордость за своих родителей.                                          Очень актуальны    физкультурно-оздоровительные праздники. Это совместный отдых детей и взрослых, содержание которых представлено разными видами физических упражнений с элементами театральности, пения, викторин. Кроме того, что они доставляют большое удовольствие детям и родителям они также развивают речь, общение, коммуникативные способности и формируют здоровый         образ         жизни.
Важна для родителей наглядная форма работы. Она служит стимуляцией активности родителей. Это памятки-рекомендации, папки-передвижки, родительский   уголок,   выставки,   открытки-приглашения.
Таким образом, все используемые формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. И чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью, доверием к окружению.
Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, забота друг о друге, доверие, понимание, общие интересы.

Литература
1.       От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Е.С. Комаровой . - М.: Мозаика, 2014.
2.     Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. О.В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2004.
3.     Образовательный потенциал современной российской семьи. Т.И. Грибоедова. - Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006.
4.    Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. Т.Н. Доронова и др. - М.: Просвещение, 2005.
5.      Работа с семьей. Методические рекомендации. А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
6.      Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. В.В. Горшненина и д.р. - Волгоград. Панорама, 2006.

   
  Rambler's Top100