logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Сюжетно-ролевая игра – основа формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Сафир Наталья Михайловна, старший воспитатель, «Школа N 2121 «Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина», г. Москва.

 

Игровая деятельность  дошкольников – это неотъемлемая часть проживания дошкольного детства и основа успешной учебной деятельности в школе.
    Проблема игры всегда привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Игра – ведущий тип деятельности ребенка-дошкольника, относящийся к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зрительном мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка-дошкольника носят моделирующий характер (за исключением самообслуживания), сущность всякого моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются стороны, которые становятся предметом социального рассмотрения, специальной ориентировки. Предмет игры – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные общественные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Цель нашей работы – активизация сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе.
Задачи и методы работы:
Объединение и применение научно-методических  данных по проблеме; расширение сферы общения и повышение уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников методом придумывания, совместного складывания сюжета.

За основу сюжетно-ролевой игры мы брали мнимую или воображаемую ситуацию, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает доктора, лечащего пациентов (сверстников) в кабинете поликлиники (за столом).
     Мы стимулировали самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре, как характерную черту. Дети сами должны научиться сами выбирать тему игры, определять линии ее развития, решать, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – «ракету», оказаться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» - сделать операцию. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
     Но самое главное – в игре мы предоставляли детям возможность воплощать свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывается. Не будем подробно перечислять последствия отсутствия полноценной игровой деятельности у дошкольника, но отметим наиболее распространенные явления:
- обесценивание собственных детских увлечений;
- негативное отношение к обучению;
- снижение познавательных и творческих способностей;
- нарушение роста и формирования собственного «Я»;
- высокая социальная тревожность и неуверенность в своих силах;
- отсутствие доверия к миру;
- враждебное отношение к окружающим;
- эмоциональная неустойчивость;
- проблемы с дисциплиной;
- лишение ребенка навыков позитивного общения, ориентирование на свои трудности, при этом не замечая трудности других;
- ребенок, который не может выстроить игровой сюжет в соответствии с ролью, может испытывать трудности в написании школьных сочинений или изложений, полно и развернуто отвечать перед аудиторией у доски. Вот и речевые проблемы, которые влечет за собой неполноценная игра. Если подробнее о готовности к школе, то отметим следующее:
1) физическая готовность (подвижные игры)
 2) личностная готовность – внутри игры формируются произвольность поведения, самооценка и самосознание; мотив к учению; способность действовать в уме;
 3) интеллектуальная готовность – развитие образного мышления; развитие воображения и творчества; словесно-логического мышления; овладение родным языком; овладение средствами познавательной деятельности (моделирование – обобщение – схематизация);
 4) специальная готовность – чтение, письмо, математика.
Если присутствуют 1, 2 и 3, то из них обязательно приходит 4.

            Неспецифическое развивающее значение игры связано с регламентированными взрослыми формами игры, через которые воспитатель вносит определенное развивающее содержание и ставит определенные задачи.
            Специфическое развивающее влияние игры (основное влияние игры) – это развитая форма игровой деятельности, в которой происходит формирование определенных психических свойств и способностей, которые, сложившись в игре, проявятся в других видах деятельности и станут достоянием личности ребенка.
Способности, развившиеся в процессе обогащения сюжетно-ролевой игры:

  • Способность действовать в плане представлений
  • Способность ориентироваться в сфере человеческих взаимоотношений
  • Способность координировать свои действия с действиями других.

Все три способности связаны с самостоятельной формой игровой деятельности.

 

            Для детей старшего дошкольного возраста, по нашим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является самой актуальной. Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте в том, что традиционный подход ведет к возникновению цикличных, круговых сюжетов, и развитие игровой деятельности связано с овладением старшими дошкольниками новыми, адекватными их возрасту, игровыми умениями. Таким умением является умение совместного последовательного сюжетосложения. От этого мы и отталкивались. В нашей работе мы объединили и применили научно-методические данные по проблеме; разработали и апробировали перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы (сентябрь-май), расширили сферу общения и повысили уровень коммуникативных навыков у старших дошкольников методом игры-придумывания (с предшествующей работой по проведению подготовительных упражнений к сочинительству и упражнений на усиление личностного начала), совместного складывания сюжета поэтапно подгруппами по 2-5 детей, которая основана на желании и интересе (потребности) детей преобразовывать сказки:
1 этап – совместное пересказывание знакомых сказок;
2 этап – преобразование известной сказки;
3 этап – придумывание новой сказки, как соединения событий и персонажей из разных сказок, или соединение сказочных событий с реальными;
4 этап – совместное развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей.
5 – придумывание новых историй на основе реальных событий.

Но сначала нами были проведены подготовительные упражнения к сочинительству:
- «У меня в руках мел, откуда он взялся?»
- «Вот едет машина, куда она поехала?..»
- «Если бы ты был волшебником?,,»
- «Волк хотел узнать, почему белочка зимой не голодает. Что рассказала ему белочка о том, что она для этого делает?»
- «На корабле объявлена тревога, потому что… Что будет делать экипаж корабля?»
- «Мы отправились в путешествие, и кто-то заболел. Что необходимо делать?» и др.
Данные упражнения можно проводить во время прогулки.

Далее мы исходили из структуры сказки, и работали с детьми над проблемой освоения структурой сказки на примерах программных произведений. Любая сказка строится из 6-ти устойчивых событий:

  • Обнаруживается недостача какого-либо предмета, объекта, персонажа в результате нарушения запрета или наличия желания. И герой сказки отсылается за чем-либо (н-р, Иван-Царевич сжег лягушачью кожу…).
  • Герой встречается с дарителем или обладателем волшебного средства, проходит предварительные испытания и получает желаемое.
  • С помощью этого средства герой достигает искомого объекта, предмета…
  • Герой встречается с противником, в руках которого находится искомое и проходит основное испытание (с антогонистом).
  • Герой побеждает противника и получает искомое.
  • Герой возвращается домой и получает награду.

Этапы работы.
Игра – придумка.
I этап – совместное  пересказывание  знакомых сказок. В группе от 2-х до 5-ти детей.
Цель: научить ребенка разделять сказку на события.

  • Детям предлагается вспомнить сказки, которые им очень нравятся. Воспитатель выбирает одну, которая легко раскладывается по схеме на 6 этапов.
  • Будем рассказывать сказку вместе. Воспитатель рассказывает 1 сюжетное событие. «Сережа, что было дальше?..» «Паша, что было дальше?..» и т.д.

Дети рассказывают сказку в продолжение того, что начал предыдущий ребенок.
II этап – преобразование известной сказки.
Участники: Воспитатель и 2 ребенка, с каждой подгруппой повтор 2-3 раза.
Известную сказку воспитатель должен изменить, внести одно изменение. Например, сказка «Гуси-Лебеди»: «Вчера мы рассказывали сказку. Какую? А сегодня мы будем играть в эту сказку. Девочка потеряла щеночка – его унесли Гуси-Лебеди…»
III этап – придумывание новой сказки, как соединения событий и персонажей из разных сказок, или соединение сказочных событий с реальными.
Участники: Воспитатель и 2-3 ребенка, с каждой подгруппой повтор 3-4 раза.
«Сегодня постараемся так рассказать сказку, чтобы она была совсем другой. Придумаем сказку». Реальные события берет на себя взрослый (Красная Шапочка встретила полицейского…).
Цель: создание единой сказки, и, значит, персонажи не должны меняться, события должны совпадать по логике.
Не преувеличивать возможности детей.  «Кого он мог встретить? Что он ему сказал?..» и т.д.
IV этап – совместное развертывание нового сюжета на основе разноконтекстных ролей в процессе телефонных диалогов.
Участники: Воспитатель и 2 ребенка, с каждой подгруппой повтор 1-2 раза.
Использовали роли из разных текстов: Айболит и Кощей Бессмертный и др.
Цель: насытить придуманный сюжет диалогами по телефону (Мама позвонила Красной Шапочке в лес, потом полицейскому, потом полицейский позвонил Красной Шапочке…).
Схема работы:
Взрослый (роль N 1)
           Ребенок (роль N 2, роль N 4)                                Ребенок (роль N 2, роль N 4)
V этап – придумывание новых историй на основе реальных событий. 
Участники: В подгруппе от 2-х до 5ти детей, повтор 3-4 раза с каждой подгруппой.
Цель: оторвать ребенка от сказки.

Выводы из проделанной работы:
возможность что-то изменить вызвала изменения в сюжетно-ролевых играх: дети избавились от цикличности в сюжете. Дети усвоили способ совместного последовательного придумывания сюжета игры. В группах старшего дошкольного возраста лучше отказаться от стационарных игровых зон, так как они сковывают игровую инициативу, предлагают готовые сюжеты.

            Данную работу можно организовывать как проектную деятельность, можно применять самостоятельно в работе по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

            В заключение хотелось бы представить памятку для воспитателей по теме «Игровая деятельность» и разработку перспективного планирования сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы детского сада общеразвивающего вида.

 

Памятка для воспитателя по теме «Игровая деятельность»

ИГРА – это:

1. создание воображаемой ситуации;
2. перенос свойств одних предметов на другие (предметы-заместители);
3. способ освоения реальности.

 

4 основных функции игры;

1. развивающая
2. социализация детей-дошкольников
3. коррекционная
4. служебная (по отношению к другим видам детской деятельности)

Позиция воспитателя по отношению к игре:

 - Ранний дошкольный возраст:  воспитатель – носитель игровых умений.
 - 3-4 года – воспитатель становится для детей партнером в игре.
 - 4-5.5 лет – воспитатель  - помощник в организации игровой деятельности, регулятор игрового общения (соблюдение норм поведения).
 - 5.5 -7 лет – воспитатель является наблюдателем за игрой, советчик, равный партнер по игре.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В ИГРЕ ЗАНИМАЕТ РЕБЕНОК!

Планирование.

Сюжетно-ролевые игры НЕ планируются по содержанию, а планируются по педагогической поддержке:
? во что играть (обогащение содержания);
? с чем играть (изменение предметно-игровой среды);
? с кем играть (формирование взаимоотношений).

Всегда соблюдайте 4 принципа построения планирования игровой деятельности:

1. ориентирование на интересы и желания детей;
2. разнообразие;
3. вариативность;
4. преемственность.

Поддерживайте интерес детей к игре с помощью следующих элементов:

- Знания
- Обязательные действия детей
- Общение

 

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр
для детей подготовительной группы детского сада общеразвивающего вида

Название

Объем игровых умений и навыков

Методические приемы, предварительная работа

Сентябрь

Автозаправочная станция.
Магазин.

Водители приезжают на заправку, паркуют машину у бензоколонки с названием нужного бензина(бензин разный), выходят из машины, оплачивают бензин в кассе (говорят, сколько надо литров, название бензина), кассир выдает чек. Почти на каждой автозаправочной станции есть магазин – супермаркет, где работают продавцы и кассиры, и водитель, оплачивая бензин, может заодно купить все необходимое.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Улицы нашего города

Построена автодорога, установлены дорожные знаки и светофор, размечены пешеходные дорожки. Сотрудники ГИБДД на посту наблюдают за движением машин и пешеходов, чтобы никто не нарушал правила, проверяют документы у водителей. Машинами управляют шоферы, машины разные: легковые и грузовые, пассажирский транспорт.

Кафе, ресторан

Повара готовят что-то необычное и вкусное. Работают официанты, которые сервируют столики, предлагают меню, принимают заказ, подают блюда, выдают счет и принимают оплату. Посетители делают заказ, оплачивают его. Все негромко и вежливо разговаривают

Семья. Подготовка к зиме.

Семья консервирует  овощи и фрукты на зиму. Моют овощи и фрукты, нарезают их на доске. Складывают в банки. Сваренным в кастрюле на плите сиропом и приготовленным рассолом заливают овощи и фрукты в банках. Закрывают банки. Папа относит банки в прохладное место.

Октябрь

Поликлиника

Пациент сдает верхнюю одежду в гардероб (гардеробщица) и берет номерок, который необходимо хранить. Берет в регистратуре медицинскую карту (медицинская сестра в регистратуре); по приглашению врача (по талону или общей очереди) заходит в кабинет. Врач (педиатр, терапевт, участковый) осматривает пациента, выслушивает жалобы, прослушивает сердце и легкие, осматривает горло, при необходимости направляет к врачу-специалисту, дает рекомендации, выписывает рецепт. В аптеке можно купить необходимые лекарства.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; подготовка театрализованных представлений; тематические праздники и развлечения.

Скорая помощь - 03

Бригада выезжает по вызову, оказывает необходимую помощь: снимает электрокардиограмму, делает уколы (инъекции), ставит капельницу, накладывает повязку на рану, измеряет температуру. Увозят пациента в больницу на скорой помощи.

Семья

Чтобы никто не болел, все в семье соблюдают режим: вовремя едят, чистят зубы, ложатся спать; чтобы у всех было хорошее настроение – вместе ужинают за одним столом, все вместе убирают со стола и моют посуду, а не только мама или бабушка; нельзя долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Ну а если кто-то заболел - врача вызывают на дом.

Врач-офтальмолог

Врач проверяет зрение с помощью таблиц, при этом пациент закрывает специальной лопаточкой то левый, то правый глаз; далее офтальмолог (окулист) дает рекомендации по сохранению здорового зрения, можно делать зарядку для глаз, медсестра выписывает рецепт  (если необходимы очки), люди покупают очки в оптике.

Ноябрь

Морской флот

Постройка корабля (работают конструкторы, инженеры, сварщики). Спуск корабля на воду – праздник для всего города. Командует кораблем капитан – у него бинокль; матросы – без них не может быть капитана, штурман, боцман, водолазы, кок – готовит еду и кормит всю команду. Корабль движется по намеченному маршруту, курс корабля прокладывается по карте с помощью линейки; на палубе периодически производится уборка; прием пищи – в кают-компании; сон – в каютах. Все игровые действия проходят под удары пароходного колокола – рынды.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Веселые поварята
Семья

Повара готовят разнообразную еду: салат, суп, бутерброды и т.д. Применяют в работе специальную технику: миксер, терку, электропечь, холодильник. Используют для приготовления различную посуду: кастрюли, сковородки, ножи, половники, ложки, вилки и т.д. Моют и чистят овощи для приготовления супа, салата. Режут их на специальных досках. Наливают в кастрюлю воду и кладут в нее овощи. Варят суп, помешивая его, добавляют различные приправы. Сервируют стол. Приглашают к обеду гостей..

Мы пожарные

Диспетчер пожарной службы «01» вызывает бригаду пожарных на место пожара, называет адрес. Пожарные тушат пожар: быстро садятся в пожарную машину, на месте пожара разматывают пожарный рукав. Спасают людей из горящего дома, помогают выносить животных. Используют лестницу, носилки.

Мы идем в театр
 «Заюшкина избушка»

Строители возводят театр. Кассир продает билеты. Зрители покупают их  и проходят в зрительный зал. Их пропускает билетер. Он предлагает им программки. Артисты показывают русскую народную сказку. После просмотра зрители аплодируют артистам. Артисты выходят на поклон, им вручаются цветы.

Декабрь

Журналисты

Журналист первым узнает все новости, а потом рассказывает их нам по телевидению и радиостанциям, размещает их в интернете. Журналисты ведут разные программы, с ними работают много людей: режиссер – решает, кто где будет стоять и что говорить; гример (визажист, стилист) – чтобы человек хорошо выглядел, был соответственно одет и причесан. Журналист присутствует на различных мероприятиях – концертах, спортивных играх (футбол и др.), если где-то пожар и еще что-то случилось.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Салон красоты

Клиенты приходят в салон красоты к парикмахеру для стрижки и создания прически, к косметологу, массажисту, маникюрше. Чтобы постричься, парикмахер надевает на клиента пелеринку, моет голову, вытирает полотенцем, расчесывает волосы, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки, окрашивает волосы, высушивает и укладывает феном, заплетает косички и создает прически с помощью различных заколок, покрывает прическу лаком. Во время различных процедур в салоне красоты клиенту можно предложить чашку кофе или чая, модный журнал. В конце клиенту предоставляется счет за услуги, по которому он производит оплату.

Аптека

Посетители приходят за лекарственными средствами в аптеку. Рассматривают витрину, спрашивают лекарства у провизора, предъявляют рецепт.
Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдает лекарство посетителям. В аптеке продаются мази, микстуры, таблетки, средства по уходу за больными, крема, шампуни, зубная паста, средства индивидуальной гигиены и т.д. Посетитель с покупкой идет к больному.

Магазин новогодней игрушки.
Семья.

Открылся новый магазин. Менеджер по продажам рекламирует украшения и игрушки к новому году. Покупатели выбирают подарки для своих близких. Продавец в новогоднем костюме продает понравившийся товар покупателям. Покупатели платят деньги, получают чек. Посетители с покупками идут домой готовятся к встрече нового года. Наряжают елку, украшают дом.

Январь

Мы идем в цирк

 Строители возводят здание цирка с ареной. Артисты (жонглеры, дрессировщики, клоуны, фокусники) готовят номера, упражняются. Посетители покупают билеты в кассе, проходят в зрительный зал. Ведущий объявляет номера выступающих артистов. Зрители аплодируют. Во время антракта продаются сладости и сувениры на память. 

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Семья. День рождение.

Именинник приглашает гостей на день рождение. Раздает пригласительные билеты. Накрывает праздничный стол, использует для сервировки столовую и чайную посуду. Гости дарят подарки, говорят поздравительные слова. Именинник угощает гостей, развлекает играми. Благодарит гостей за подарки, за внимание. 

Ветеринарная клиника

Люди приводят и приносят больных животных к ветеринару в лечебницу.
Ветеринар осматривает животное: его шерсть, уши, трогает нос, по необходимости измеряет температуру. Назначает  лечение. Делает необходимые процедуры (укол, накладывание повязки и другое). Дает совет и рекомендации по уходу и лечению животного, выписывает рецепт.

Февраль

Детская передача «В гости к сказке»

Открылась новая детская программа на телевидении. Дети организуют показ кукольной сказки на свой выбор. Режиссер делает постановку. Диктор объявляет участников перед началом представления и рассказывает о предстоящих событиях.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Прогулка по Зоопарку

В группе создается зоопарк. Посетители приобретают в кассе билеты. Гуляют по зоопарку, наблюдают за разными животными (роли животных исполняют дети). Экскурсовод напоминает о правилах поведения (животных не кормить, громко не разговаривать и т.д.). Рассказывает о повадках и особенностях разных животных.

Военные на учении

В учениях принимают разные рода войск: моряки, пограничники со своими собаками-следопытами, танкисты, летчики.  Медицинский персонал осматривает военнослужащих перед учениями. Солдаты обращаются к медицинским сестрам за необходимой помощью во время учений. Выполняют задания своих командиров: маршируют, преодолевают различные препятствия, пограничники со своими собаками ищут нарушителей границы и т.д. После учений организуют концерт: читают стихи, поют песни.

Мы играем в детский сад
(куклы)

Воспитатель встречает детей с родителями. Все друг друга приветствуют. Воспитатель проводит утреннюю гимнастику. Ведет на музыкальное занятие. Дети поют, танцуют. Помощник воспитателя приносит еду, вместе с дежурными накрывает на стол. После дневного сна собираются на прогулку. Проводит подвижные игры. За детьми (куклами) приходят родители. Родители интересуются как дела у их ребенка. Прощаются с воспитателем.

Март

Цветочный магазин

Открылся магазин цветов. Флористы ухаживают за цветами: опрыскивают их из пуливизатора, подрезают стебли, убирают сухие листья. Составляют разные букеты. Упаковывают в прозрачную бумагу, укладывают в корзиночки, украшают разноцветными ленточками. Приходят покупатели, выбирают букет, оплачивают покупку по количеству цветов, веток зелени и упаковочного материала. Получают  чек за покупку.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Семья. Скоро праздник.

Праздник 8 Марта. Мама ушла в парикмахерскую. Парикмахер делает праздничную прическу. Папа и дети делают уборку в квартире. Дети делают для мамы подарки. Вместе готовят праздничный обед. Сервируют стол. Идут с папой в цветочный магазин за цветами. За праздничным столом поздравляют маму с праздником 8 Марта.

Экскурсия в музей игрушки («Игрушка своими руками»)

В кассе посетители приобретают билеты для прохода в музей. Экскурсовод показывает игрушки, рассказывает об их создании и создателях. У посетителей есть фотоаппараты, они фотографируют игрушки на память. Рассказывают о более понравившейся.

Модельер-дизайнер

Разрабатывает новые модели.  Делает зарисовки, наброски платьев, костюмов,  обуви. Подбирает ткань. Работает в сотрудничестве с закройщиками, портными. Портные шьют одежду по подготовленным эскизам.

Апрель

Показ мод

Манекенщицы надевают платья и аксессуары. Визажисты  делают им прически.  Манекенщицы показывают наряды публике в доме моделей. Журналисты готовят репортаж для телевидения, фотографируют моделей, берут интервью у гостей и создателей показа.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Полет в космос

Инженеры конструируют ракету. Космонавты готовятся к полету. Проходя медицинские осмотры, тренируются. Изучают карту звездного неба. Садятся в ракету. В полете ведут бортовой журнал. Передают на землю данные со спутников. Наблюдают за планетами, звездами. Ощущают состояние невесомости, едят космическую пищу. Возвращаются на космодром, докладывают о результатах руководителю полета

Библиотека

Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают книжную выставку.  Выбирают понравившуюся книгу для чтения дома. Библиотекарь записывает информацию в формуляр. Некоторые читатели посещают читальный зал, делают конспекты.

Мы водители

Грузовые и легковые машины едут по улице. Пешеходы ходят по тротуару, переходят дорогу в положенных местах. Все выполняют правила дорожного движения. Водители и пешеходы уступают дорогу транспорту особого назначения.

Май

Семья. Маленький ребенок.

Мама кормит малыша из бутылочки. Меняет ему одежду. Собирает на прогулку. Везет в коляске. Ребенок плачет, папа берет его на руки, успокаивает. Малыша моют в ванночке, укладывают спать.

Рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение художественной и познавательной литературы; беседы по теме; дидактические игры и упражнения по теме; целевые прогулки, экскурсии; просмотр телепередач; прослушивание аудиозаписей; повторение стихов песен; распределение ролей и обязанностей; изготовление атрибутов; тематические праздники и развлечения.

Семья. Поездка на дачу.

Собирают вещи, садятся в машину. Едут на дачу. Готовят шашлыки. Гуляют, играют. Сажают огород, поливают овощи из лейки. Ухаживают за козленком.

Поход в лес

Дети собирают рюкзаки, складывают необходимые вещи и продукты. Едут на железнодорожный вокзал.  Покупают билеты в кассе. Садятся в электричку. Кондуктор пробивает билеты. Выходят на станции. Гуляют по лесу. Разводят костер. Слушают пение птиц. Возвращаются домой.

Семья. Школа.

Мама и папа собирают ребенка в школу. Будят, готовят завтрак. Провожают в школу. Детей  встречает учитель. Они садятся за парту. Учитель объясняет детям задание. Ученики поднимают руку, отвечают на вопросы. После уроков идут домой.

  Список использованной литературы

  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк.- М., 1967.
  • Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка//Избр. Психологические труды в 2-х томах. – М., 1986.
  • Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М., 1983.
  • Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. Пед.. вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
  • Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 352
  • Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1978.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.– М., 1978.
  • Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Не использовались.

   
  Rambler's Top100